Только полька, полька только

Читайте Булгакова! 

Вечером, 14 мая, на Патриарших прудах состоялось открытие Булгаковского фестиваля.  Зрителей ждал гала-концерт «Булгаков и Большой театр», посвященный любимым операм писателя и годам, проведенным Булгаковым в качестве либреттиста Большого театра.

Перед его началом собравшихся приветствовал глава Департамента культуры, министр Правительства Москвы Владимир Кибовский. Он сообщил, что город готовился к фестивалю заранее и основательно, всего в столице пройдет более ста мероприятий, посвященных 125-летию М.А. Булгакова.

17 по 23 мая в Музее М.А. Булгакова на Садовой откроется выставка «Записки на манжетах», подготовленная совместно с Государственным литературным музеем. В повести «Записки на манжетах» описывается жизнь писателя в послереволюционном Владикавказе и первые месяцы в Москве 1921 года.

Увлекательная одиссея по булгаковской Москве ждет желающих в субботу 21 мая, в ночь музеев – это будет ночная экскурсия, которая начнется на Б. Садовой (музей-квартира), продолжится на Патриарших, а дальше – Музей современного искусства и музей Булгакова на Б. Пироговской.

Центральным событием станет Булгаковский фестиваль на Патриарших, который продлится до 11 июня.

Одно из главных мероприятий – открытие выставки «Рукописи не горят» в мемориальной квартире писателя на Большой Пироговской улице (выставка продлена до 21 мая). Михаил Афанасьевич Булгаков со своей женой Еленой Сергеевной жили в этой квартире с 1927 по 1934 год. Здесь была написана и сожжена первая редакция романа «Мастер и Маргарита», созданы пьесы «Бег» и «Кабала святош». Именно здесь состоялся легендарный разговор Булгакова со Сталиным.

А. Кибовский рассказал, что раньше в этом здании располагалась Инженерная служба района Хамовники. Совместными усилиями Департаментов городского имущества и ЖКХ, у Музея М.А. Булгакова появилась возможность открыть выставку в новом здании, которое и было ему передано.

 Глава департамента вкратце отметил и другие интересные мероприятия, приуроченные к 125-летию Булгакова.

Он также напомнил о огромной культурной ценности булгаковских произведений для города – с какой любовью у Михаила Афанасьевича описаны московские улицы и переулки. Его книги по-новому взглянуть на привычные для горожан пейзажи. «Читайте Булгакова!» – призвал, в заключение Александр Кибовский.  

Много танцев есть на свете...

Вечернюю премьеру Булгаковского фестиваля вели – известный режиссёр Фёкла Толстая и музыкальный критик Илья Кухаренко. Говорили о влиянии музыки на творчество Булгакова, который «озвучил» свои произведения не только вальсами Штрауса, «Полётом Валькирий» Вагнера, ариями из оперы «Евгений Онегин» Чайковского,  фокстротом «Аллилуйа», народными песнями «Славное море» и «Светит месяц» (и многими  другими), но и самими фамилиями композиторов. На предложение ведущей – назвать «музыкальные» фамилии в произведениях Булгакова, зрители почти хором ответили: «Берлиоз, Стравинский, Римский…» (последний представляет как бы половинку от Римский-Корсаков).

Нельзя не отметить, что поклонники  Михаила  Афанасьевича не только многочисленны, но зачастую, и очень «подкованы» – биографию писателя знают в мельчайших подробностях, а роман «Мастер и Маргарита», вообще, близко к тексту. Так что,  булгаковедам  очень трудно удивить их, и все же, иногда это происходит. Об одной такой находке сообщила Фёкла Толстая. Оказывается вместо Берлиоза – «Однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах…» – мог появиться Чайковский. В одной из  рукописей Булгакова председатель правления МАССОЛИТА фигурирует под этой, не менее «музыкальной» фамилией, но в процессе работы над романом Булгаков заменяет ее на фамилию Берлиоз. Композитор Гектор Берлиоз написал драматическую легенду «Осуждение Фауста». Неслучайность появления его фамилии в романе – это отдельная и очень интересная история.

Вечер на Патриарших продолжался, ведущие напомнили зрителям о годах работы М.А. Булгакова в Большом театре, где он написал четыре либретто, в том числе к опере «Рашель» (на сюжет рассказа Ги де Мопассана «Мадмуазель Фифи»). Над оперой «Рашель» М.А. Булгаков работал вместе с И.О. Дунаевским в 1938 году. Елена Сергеевна Булгакова пишет в своем дневнике: «Дунаевский импровизировал польку, взяв за основу несколько тактов, которые Михаил Афанасьевич выдумал в шутку, сочиняя слова польки. Дунаевский записал не свою импровизацию, а именно мелодию Булгакова, причем в чистом виде, без каких-либо попыток хотя бы элементарно гармонизировать ее». Вот слова этой польки.

Много танцев есть на свете,
Но прекраснее из всех
Только полька, полька только
У неё всегда успех!

Польку, сочиненную Булгаковым и записанную Дунаевским, на открытии Булгаковского фестиваля исполнил один из лучших концертмейстеров Большого театра, пианист Павел Небольсин. Это стало еще одной «изюминкой» вечера – изысканным подарком всем поклонникам М.А. Булгакова.

Уже темнеет вечер синий, пора мне в оперу скорей…

Когда на аллеях зажгли фонари, а в небе была видна уже не белая, а так любимая Михаилом Афанасьевичем золотая луна, – на Патриарших зазвучали знаменитые арии из любимых опер М.А. Булгакова – из «Кармен» Бизе, «Евгения Онегина» Чайковского, «Фауста» Гуно. В гала-концерте приняли участие – примадонна Большого театра, Заслуженная артистка Республики Алания-Северная Осетия Агунда Кулаева (меццо-сопрано), премьер театра Новая опера, приглашенный солист Большого, недавний лауреат «Золотой маски-2016» Алексей Татаринцев (тенор), и солист Большого театра Олег Цыбулько (бас).

Если говорить о зрительских аплодисментах, то крещендо пришлось на хабанеру и цыганскую песню из оперы «Кармен», исполненных Агундой Кулаевой.

Незабываемый вечер, роскошный концерт, Булгаковский фестиваль в разгаре и впереди еще много музыки и интересных встреч.

 

Далее на Булгаковском фестивале…

В субботу вечером, 21 мая на Патриарших, публике  будет представлена концертная программа «Фаустовские мотивы». Солисты Большого театра Руслана Коваль и Николай Казанский вместе с пианистом Павлом Небольсиным исполнят фрагменты опер Берлиоза и Гуно, также песни Шуберта и Мусоргского созданные по сюжету или на стихи Гете.

28 мая на Патриарших прудах состоится уникальный концерт, соединяющий булгаковского Мольера из «Кабалы святош» и музыку Жана Батиста Люлли – французского композитора, соавтора Мольера при дворе Людовика XIV. Отрывки из мольерианы Булгакова прочтут народные артисты России Василий Бочкарев и Борис Клюев, а музыка Люлли прозвучит в исполнении Петра Айду.

Завершится фестивальная программа на Патриарших 11 июня. Со сцены прозвучат фрагменты евангельской истории в интерпретации Мастера из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Меццо-сопрано Катерина Ясинская, скрипачка Елена Ревич и «Доминант-квартет» исполнят духовные сочинения Гайдна, Баха, Аренского и Пярта.

 

Фото:

  1. Открытие Булгаковского фестиваля на Патриарших прудах: директор Музея М.А. Булгакова: Пётр Мансилья-Круз, Руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский и ведущая вечера Фёкла Толстая]
  2. Дом 35а по Большой Пироговской улице, где с 1927 по 1934 год жили Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич Булгаковы (1 этаж, угловые окна – окна с решетками)
  3. Рукопись первой редакции романа «Мастер и Маргарита» 1928 год. НИОР РГБ. Недостающие части этих страниц сожжены М.А. Булгаковым в камине этой квартиры – по Большой Пироговской улице 35а
  4. Кабинет М.А. Булгакова в доме 35а по Большой Пироговской улице
  5. Театральный бинокль М.А. Булгакова (Lemaire Fabricant Paris. XIX век). «М.А. часто уходил к себе в комнату, наблюдал луну в бинокль – для романа. Сейчас – полнолуние». Дневник Е.С. Булгаковой, 25 июня 1937 г.
  6. Портсигар М.А. Булгакова (конец XIX – начало ХХ века)
  7. Чернильница-глобус (конец XIX века) М.А. Булгакова
  8. Первая экспозиция в новом помещении музея по Большой Пироговской улице вызвала огромный интерес
  9. Первая экспозиция в новом помещении музея по Большой Пироговской улице вызвала огромный интерес
  10. Премьер театра Новая опера, приглашенный солист Большого, недавний лауреат «Золотой маски-2016» Алексей Татаринцев (тенор)
  11. Сквер на Патриарших был заполнен зрителями и памятник баснописцу представлял своего рода галёрку.
  12. В сквере на Патриарших
  13. Несколько букинистических лавочек на Патриарших с ассортиментом не вызывающим большого интереса днем, зато порыться в них ночью просто отбоя не было.
  14. Букинистическая лавочка на Патриарших