КЗЖ 1-2011

В.И. Мурашов

Историческая задача России – 
обретение эволюционно­национального смысла: от жизни «по понятиям» к понятию жизни
Особенность российского младенческого либерализма, снедаемого патологической страстью к собственности (так и хочется сказать, когда же ты наконец подавишься? В низости духа, а не в экономике – его  материальном проявлении, заключены все болезни России и мира), состоит в том, что он есть отрицание социализма (по своему, исторически неразвившемуся, понятию,  представляющему собой более конкретную форму  идеи свободы) без диалектического снятия, то есть преобразования и сохранения в себе последнего (однако, его материально­финансовую плоть и кровь элитные, креативные и прочие шкурники сняли). Поэтому, будучи особенным, эгоистически абстрактным моментом понятия свободы, либерализм (точнее представляющие и дискредитирующие его) вместо того, чтобы углубляться в совесть и восходить к нравственности – своей конкретной, субстанциальной всеобщности, проникает во все органы и функции социального организма, превращаясь в тотальность формальной свободы – лишь внешней границы свободы по «понятиям». 

       Дух человечества — эволюционная тяга планеты. От его состояния зависит качество мировых процессов.
      Ось современного мира — эгоцентризм духа, вокруг которого вращается технократическая цивилизация.
Масштаб и скорость ее материальной глобализации обратно пропорциональны происходящим в ней духовным процессам.
      Этот дисбаланс между телом и душой планетарного духа есть болезнь мира, вызов, брошенный эго-духом эволюции человечества, его земному и космическому назначению.
      Веление эволюции — овладеть человечеству абсолютным ресурсом жизни и создать новую ось социального
мира — культуру духа как творческое отражение божественности на земле.

Культура мышления

КЗЖ 1-2011

Уважаемый читатель! Во втором номере нашего журнала, вышедшего в 2009 году, мною было сказано:
«Исходя из насущной необходимости философского рассмотрения мирового кризиса в его истинном свете — свете культуры, мы вынуждены на время прервать последовательный ход развития идеи духа. В последующих публикациях мы вернемся к предмету нашего исследования». Поскольку тотальный кризис продолжается и моя работа направлена на содействие мировоззренческому и практическому преобразованию духовно одичавшей жизни, считаю возможным снять рубрику «Кризис и культура» и вернуться к началу рассмотрения природы духа с учетом его современного состояния.
Это необходимо, поскольку спасение в постигнутом и управляемом духе. Сегодня нам надо стать рачительными хозяевами и использовать в деле сохранения и улучшения жизни не только научно-техническую, но и философскую мысль как интенсивно-экстенсивный интеллектуальный ресурс выживания и развития.
Материя – принцип современной жизни – не справилась с этой задачей. Обратимся к духу, чтобы собственными усилиями выйти из состояния духовной грубости, преодолеть алчно-рыночное чувство, расширить свое потенциально бесконечное сознание, привнести в него логическую культуру и понять его невидимо-видимый продукт — МЫСЛЬ – не только в качестве средства, приносящего материальную прибыль, но как самое человеческую жизнь в ее духовной, материальной и организационной целостности, сверхчувственно-чувственный социальный макрокосмос — метаморфозу мысли.

Модернизация и реформация

Мировоззренческая и нравственная деградация человеческого духа, сотрясающего свое планетарное и больное от рождения либерально-рыночное тело, стала настолько опасна для самого существования России, что для ее сохранения одной модернизации уже недостаточно. Нужна духовная реформация. И это потому, что модернизация и теоретически, и практически носит абстрактный, половинчатый характер. Она не направлена на преобразование той самоопределяющейся субстанции жизни народа, которая воспроизводит как самое себя, так и совокупность всех общественных отношений, организованных в семью, гражданское общество и государство, качество которого прямо пропорционально качеству основы его порождающей.
Логическая разорванность мы­ш­­ления оборачи-
вается на практике расчленением социального орга-
низма. Виртуально-клиповое сознание, неспособное по своей лоскутной природе понять социальное тело как пространственно-временную форму проявления духа нации, не в силах оздоровить его научно-технические, социально-эко­номические и государственно-правовые составляющие без оздоровления их источника. Вот почему модернизация общественных отношений невозможна без реформации духа народа, ибо творение не может быть выше своего творца, поскольку следствие есть реализованная причина.
Так и великие социальные идеи, несоразмерные с духом времени, остаются неосуществленным идеалом. Их критикам — судьям истории, следовало бы уяснить, что то, что могло быть, но не стало исторической действительностью, быть не могло, и что дух нации — бессознательно-сознательный субъект истории слагается из меры воплощения сверхисторической национальной идеи, духа национального лидера, государственной власти и духа народа, уровень развития культуры которых взаимообусловлен и выражается в определенном круге исторической необходимости. Вот почему то, что было, не могло не быть.
Для выхода России из тотального кризиса, осуществления модернизации и культурного развития необходимо обновление духа народа как:
 — озаряющий взрыв сознания, способного понять свою истинную, энерго-логическую, материально-духовную природу и вместить в себя триединый сверх-
чувственно-чувственный мир;
— одухотворение животно-эго­истического чувства — господствующего принципа декультуризирующейся цивилизации;
— преображение расслабленной, самопорабощенной воли в могучую силу, созидающую сущность обновления восставшего духа — культуру, — подлинную основу и всеобщий способ духовно-нравственной и здоровой жизни народа в форме государства, соответствующего своему понятию, а не в виде рыночного придатка, в роли которого оно сегодня пребывает;
— пробуждение и раскрытие духовного сердца — интегрального органа человеческого духа, закон жизни которого — любовь, потенциально единого с божественным духом — абсолютной основой будущей, духовно обновленной России.
Радикальное решение жизненных проблем больного общества состоит в интеллектуально-чувственно-волевом оздоровлении его творческого начала — в реформации духа народа, в осознании им подлинного смысла своей жизни, ее эволюционных законов и приведении в соответствие с ними противоречащих им общественных отношений.
Для этого, особенно власти, нужно понять социальную жизнь — предмет ее профессиональной деятельности, в виде духовно-мате­риально-организационного единства, существующего в составе мировой жизни, где материальное и организационное — это проявленное внешне-реальное духовное, которое логически, а следовательно, и в действительности, есть как одна сторона отношения, так и все отношение в целом — универсальный принцип государственной политики как практической философии.
Но для такого понимания нужна логическая культура мышления. Откуда же она возьмется, если власть, отвечающая за состояние жизни народа, даже не понимает, что она нужна. При этом хочется хорошо жить. Чем? Блудливо-рыночным умом? Без реформации духа народа, которая не сводится к преобразованию ее интеллектуальной составляющей, модернизацию страны осуществлять нечем.
В отличие от социальной, внешней революции, реформы и модернизации, не удерживающихся на самих себе, духовная реформация как существенное обновление человеческого духа — самодостаточна и есть вместе с тем обновление (модернизация) всех составляющих социума, потому что дух — самоопределяющаяся деятельность – не существует в действительности вне своего процесса и результата.
Необходимость реформации, вы­­­зре­ваемой в недрах духа самого народа, обусловлена
— его эволюцией, смысл которой — раскрытие божественных потенций человека;
— борьбой между полюсами духовной светотени, пролегающей по сознанию, воле и сердцу людей. Оружие победы в этой борьбе — ни нанотехнологии, ни собственность и власть, ни средства массового поражения, доступные и социальной тьме, а всепобеждающий духовный свет, тьме недоступный;
— инстинктом самосохранения на­рода при утрате им истинной основы и цели жизни.
Когда, как и кем начнется духовная реформация? В качестве эволюции духа она уже происходит, но проявится тогда, когда исполнится время, когда не индивидуальное, а общественное сознание поднимет себя на новую ступень своего исторического развития.
Чтобы удержаться в потоке пла­нетарно-косми-ческой эволюции и не быть выброшенным из него обратным ударом ее законов, нарушаемых человеческим невежеством и произволом, эффективно осуществлять реформацию как революцию духа народа, последнему необходимо, находясь в созданном им социуме, в котором он застрял, притянутый магнитом – рынком, возвратиться к самому себе, отыскать свое огненно-логическое начало, войти в свой смысл
(в этом и заключается его внутренняя, духовная революция и, как ее следствие, — истинная социальная модернизация), постигнуть и через сознательное овладение освободить самый близкий и далекий, понятный и неизвестный, уникальный и всеобщий, ограниченный и бесконечный, материальный и духовный, изменчивый и постоянный, смертный и бессмертный феномен единой жизни, который есть
— ее высшее, концентрированное выражение, со-
держащее в себе потенциально и актуально все сущее;
— создатель самого себя и мира как своего идеально-реального отражения;
— сама инволюция и эволюция как бессознательное и сознательное нисхождение-восхождение всех ноуменов и феноменов жизни к своей истине;
— микрокосм, развитие которого — это и развитие всех духовных и материальных составляющих макрокосма;
— субстанция-субъект, цель, процесс, средство и способ жизни народа в форме государства;
— мыслитель  мышление  мысль, порождающий свет и тьму, истину и заблуждение, добро и зло.
Этим феноменом, иерархически уходящим в бесконечность, является
«Я» – как самосознание абсолютного
Понимание абсолютной природы «Я» есть логический ключ к постижению абсолютного и, благодаря этому, — истинной основы, эволюционного смысла и универсального ресурса-самоцели индивидуальной и общественной жизни, в том числе и модернизации. Но чтобы понять абсолютную природу «Я» как динамическое единство
— материальной и духовной бесконечности;
— его иерархического многообразия;
— центра и периферии единой жизни;
— творца  творчества и  творения;
— духа, души и тела;
— бессмертного и смертного;
— трансфизического мира, культуры и цивилизации, в которые «Я» вневременно и исторически прорастает и вместе с собой их спирально-циклически воспроизводит;
— реальной и идеальной природы абсолютного ресурса-самоцели человеческой жизни, превосходящего все материальные ресурсы мира;
— субъекта и объекта ( в виде государства) модернизации при условии единения человеческого «Я», совокупного «Я» народа с Высшим «Я» — необходимо раскрыть тайну (являющуюся таковой лишь для обычного сознания) его реально-идеального, огненно-логического бытия — самосознания.
Преодолимым препятствием на этом пути (для чего и нужна философия, обретающая в своем практическом проявлении жизненный прагматизм) выступает само же «Я» в качестве логически незавершенного, конечного способа мышления, неспособного осознать свою собственную бесконечную природу, следовательно, и бесконечность (истину) познаваемого им предмета как иное самого себя.
Поскольку «Я» — субъект-объект­ мышления и мысли — потенци­ально и актуально абсолютно, то логически бесконечный, истинный способ (культура) мышления может быть выведен самим «Я» из самого себя, из своей энерго-логической структуры — огненного духа, способного к самоидеализации и самореализации в форме логически всеобщего, особенного и единичного бытия-мышления, синтеза мировых саморефлектирующихся энергий, организованных в субординированно-координированную систему абсолютного «Я» как практическое самосознание духоматерии.
Постижение реально-идеальной структуры «Я» –
самоосновы философского, научного, а потому и собственно политического мышления, вырабатывающего истинное знание о себе, и «не-Я» как о своем ином в виде природы и общества, в чем и состоит конкретно-всеобщее понятие «Я», есть революция в способе мышления, смысл которой — преодоление конечности рассудка и выход через разум в идеально-реальную, логико-энергетическую бесконечность, адекватную самой божественно-космически-челове­ческой природе едино-различенного «Я», порождающего идеально-реальный мир.
В бессознательно-сознательном самосозидании, самопознании и самоовладении через идеализацию реального и реализацию идеального — создания сверхчувственого и пространственно-временного, природно-социального мира, словом, в духовном и материальном, теоретическом и практическом самораскрытии своей абсолютности и заключается эволюционный смысл едино-множественного «Я».
Чтобы понять «Я» как самосознание абсолютного, мыслящее «Я» должно привести способ своего мышления в соответствие с объективно-субъективной природой мыслимого «Я», его понятием — универсальной структурой бытия и мышления, или мысляще-мыслимого бытия, так как понимание истины предмета, есть не что иное, как постижение его понятия. Для обыденного, рассудочного мышления это означает логическую ломку сознания, в результате которой ранее непонятные философско-понятийные мысли-тексты становятся понятными, а «понятное простому человеку» — непонятным, так как эта «доступность» лишена понятия, смысла, истины — сущности знания, мысли и слова.
Необычность (для обычного сознания) понятийного способа изложения и восприятия знания вытекает из едино-различенного содержания самого понятия, по отношению к которому его мыслен­но-вербальная форма должна быть адекватна ему. Вот почему, например, «не-Я» — это тоже «Я», и в качестве содержания его мышления и в виде природно или социально опредмеченной мысли сверхчеловеческого или человеческого «Я». Поэтому выражение «не-Я» есть иное «Я» как его иное — истинно, поскольку показывает их существенную взаимосвязь и различенное единство, что и является смыслом познания и социальной практики.
Абсолютное в его предельной самоабстракции, осознающей самое себя, есть «Я» человека — бесконечная точка эволюционного самопревращения духоматерии в самосознательный дух, постигающий в процессе самопознания материю не как нечто самостоятельное по отношению к нему, а в качестве его самого бессознательного.
Абсолютное в виде животного-человека, содержащего в преобразованном виде все формы-стадии своей инволюции-эволюции, удвоившегося в самом себе на реально-индивидуальное, природное и идеально-всеобщее, социальное есть качественный переход разумно-бессознательного в сознательное, материи в качестве души — в дух, инстинкта — в «Я» – самосознательную форму абсолютного.
Человеческое «я» — простейшее понятие абсолютного, через иерархию сверхчеловеческого «Я» саморазвивается в конкретно-всеобщее понятие, идею «Я» или собственно абсолютное как бесконечный океан духоматерии, стихии пространственного огня, самоструктурированного в беспредельную иерархию духа, души и тела единой жизни.
Как микрокопия Беспредельности, организованной в бесконечную систему духовно-материальных миров, «Я» есть пульсирующее единство центробеж­но-центростремительной, реально-идеальной деятельности огня-духа, интеллектуально созерцающего самого себя в качестве мысли, всеобщего, которое может самонаполниться любым содержанием.
По своей огненно-логической структуре «Я» — это бесконечный бессознательно-сознательный процесс раздвоения себя на свои составляющие: субъект, объект и результат мышления в их беспрерывном разъединении и объединении — вечный двигатель духа, как мыслящей себя индивидуализированной стихии огня, где каждая составляющая «Я» содержит в себе другие и, соответственно, содержится в них, представляя собой единство себя и своего иного, понятийную структуру в целом.
Как динамическое единство мыслителя (субъекта, объектом мышления которого является он сам), мышления, не существующего без мыслителя и мысли — бесконечно отражающегося в себе мыслителя, «Я» есть самосознание, содержащее в себе все свои составляющие.
В качестве бесконечного отношения с собой, непрерывного самовоспроизводства мыслящего себя мышления — всеобщего, самообразующегося посредством абстрагирования от своего многообразия — особенного, содержащегося в растворенно-сохраненном состоянии в единичном мыслителе, «Я» есть самоопределяющееся логическое единство своих указанных мыслеопределений.
Таким образом, понятие «Я» как логически самосвернутое абсолютное (идея «Я») представляет собой материально-духовное триединство:
— триединого огня-пространства* (имматериальной материи), трансмутирующего в процессе эволюции инстинкт в самосознание и являющегося его бесконечной основой — бессмертным носителем саморазвивающегося сознания;
— триединой структуры его проявленного бытия — духа, души и тела;
— триединой мысли мыслящего мыслителя, представляющего собой, во-первых, равенство самому себе — всеобщее, содержащее в идеализованном состоянии все многообразие конкретно-абсолютного; во-вторых, переход в неравенство с собой путем придания себе некоторой особенности и, в-третьих, возвращение к исходному началу, обогащенному познанием — углублением абстрактного «Я» в самого себя как раскрывающегося в мышлении абсолютного «Я».
Такова универсальная структура «Я» как саморазличенного единства бытия и мышления, самосознательного духа в его абстрактности и конкретности, материальности и духовности.
Для выработки своего логического понятия человеческому духу понадобились тысячилетия. Сколько же времени ему потребуется для постижения всеначального субстрата логического как его огненного иного, без осознания которого самосознание духа абстрактно. Преодоление духом своей абстрактности достигается пониманием мысли, самого понимания  в качестве саморефлектирующейся световой материи, неотделимой  от «Я», где само логическое есть не только идеальная реальность, мыслимое бытие, идеально-идеальное, но вместе с тем и реальная идеальность, мыслящее бытие, материально-идеальное, логическое, не существующее без своего энергоносителя – энергологическое, в котором человеческий дух обретает свою истину, становится осознанно конкретным духом – микроабсолютом.
МЫСЛЬ, мышление, мыслитель как нерасторжимое единство огня-знания – вот истинный принцип «Я», углубляющегося в огненную природу своего абсолютного, принцип, составляющий новую эпоху в эволюции человеческого духа, который ему предстоит сознательно развернуть  в мировоззрение, философию, культуру и цивилизацию.
Абсолютный прагматизм осознания огненно- логической природы «Я» как динамического единства самоотражающегося божественно-космического огня-
духа в его всеобщности особенности и единичности заключаются в том, что определяющее свое качество «Я», есть
– творческий принцип логико-энергетической культуры мышления, чувства и воли, пронизывающий свое творчество и творение, соответствующее своему творцу;
– энерго-смысловая скрепа мира, духовной, материальной и организационной культуры, науки, эко-
номики, права, государства в целом, которые являются видообразованиями «Я», его ноуменами и феноменами, животворящей душой, природным и социальным телом, так как все есть иерархическое «Я» в его трансфизическом состоянии и пространственно-временном проявлении;
— абсолютный субъект-объект, принимающий мно-
гообразные формы своего природного и социального, теоретического и практического, художественного и религиозного бытия;
— абсолютный ресурс-самоцель модернизации и
развития России, которым является сам многонациональный народ в его исторической и социально-природной конкретности;
— абсолютный предмет абсолютной заботы человека, семьи, гражданского общества и государства о его расширенном воспроизводстве адекватными ему мышлением, чувством и волей, духом, «Я».
Для более основательного понимания материально-духовной, космически-социальной, конечно-беско-нечной, абсолютной природы иерархического «Я» —
творческого ядра теории и практики культуры духа и сознательного осуществления на его основе смысла и эволюционного назначения человеческой жизни, духовно-материально-организационного развития России, необходимо более глубокое проникновение в понятие-идею «Я», рассмотрение его генезиса.

(Продолжение следует)

Культура
здоровой
жизни - 6, 2014
КЗЖ - 4, 2014
КЗЖ - 1, 2014
КЗЖ - 4, 2013
КЗЖ - 3, 2013
КЗЖ - 5, 2012
КЗЖ - 3, 2012
КЗЖ - 1, 2012
КЗЖ - 6, 2011
КЗЖ - 4, 2011
КЗЖ - 2, 2011
КЗЖ - 1, 2011
КЗЖ - 3, 2010
КЗЖ - 2, 2010
КЗЖ - 1, 2010
КЗЖ - 2, 2009
КЗЖ - 1, 2009
КЗЖ - 3, 2008
КЗЖ - 1, 2008
КЗЖ - 4, 2007
КЗЖ - 4, 2006
КЗЖ - 2, 2006