КЗЖ 2-2006
В.И. Мурашов Историческая задача России –
обретение эволюционнонационального смысла: от жизни «по понятиям» к понятию жизни
Особенность российского младенческого либерализма, снедаемого патологической страстью к собственности (так и хочется сказать, когда же ты наконец подавишься? В низости духа, а не в экономике – его материальном проявлении, заключены все болезни России и мира), состоит в том, что он есть отрицание социализма (по своему, исторически неразвившемуся, понятию, представляющему собой более конкретную форму идеи свободы) без диалектического снятия, то есть преобразования и сохранения в себе последнего (однако, его материальнофинансовую плоть и кровь элитные, креативные и прочие шкурники сняли). Поэтому, будучи особенным, эгоистически абстрактным моментом понятия свободы, либерализм (точнее представляющие и дискредитирующие его) вместо того, чтобы углубляться в совесть и восходить к нравственности – своей конкретной, субстанциальной всеобщности, проникает во все органы и функции социального организма, превращаясь в тотальность формальной свободы – лишь внешней границы свободы по «понятиям».
Дух человечества — эволюционная тяга планеты. От его состояния зависит качество мировых процессов.
КУЛЬТУРА ДУХАI Поиск «философского камня», эликсира бессмертия, панацеи от всех болезней… Не эта ли мечта человечества является его эволюционной тягой? Но существует ли искомое и если да, то не превышает ли оно возможности человека отыскать его? А может быть, этот поиск есть постижение человеком своей собственной сущности и расширение представления о самом себе? Разве его бессмертный дух не частичка Единого Духа, создавшего мир – природу и человека, и не едины ли Творец, творчество и творение? Разве «я» – единство разума, чувства и воли – не мысль Творца, воплощенная в телесный организм, созданный ею в процессе эволюции, и не дана ли тем самым человеку власть над всякою плотью? Разве земной человек как единство духа, души и тела – не продукт природы и истории? Разве он не содержит в себе все мировые энергии, трансфизические и физические миры и не является микрокосмом макрокосма? Разве цель человеческого духа – не раскрытие своей божественной природы? А потому не человек ли, как образ и подобие Бога (Я сказал: вы боги. Иоанн.10, 34), потенциально обладает абсолютным ресурсом духовно и физически здоровой жизни, свободным духом, созидающим самого себя, культуру и цивилизацию? II Так ли это, скажет читатель? Не этот ли дух – причина всех бед и страданий человечества? Не он ли производит хаос в гармонии мировых стихий и сотрясает планетарный организм, поглощающий человеческие жизни? Не он ли отравил окружающую человека среду – свое природное тело? Не он ли породил в мире зло, болезни и войны? Не он ли ответствен за появление в России социальной идеи, основанной на эгоцентризме абстрактной свободы? Не он ли способствовал духовной несостоятельности выйти на авансцену жизни и навязывать через нравственно опустившиеся СМИ свои убогие ценности народу? Не он ли стоит за преждевременной смертностью населения страны и сверхсмертностью трудящихся? Не он ли концентрирует в своих руках собственность и власть, продает народное достояние и предает национальные интересы? Не он ли проник в мозг, сердце и поры социума и ослабил силы народа? Не он ли позволил своему низшему состоянию – материи в форме животной природы поработить себя и унизить свое достоинство? И не он ли разрушает здоровье человеческого организма? III И да и нет, уважаемый читатель. И это не эквилибристика мысли, а проявление самой природы духа – его формальной свободы как способности вырабатывать себе любое содержание: добро или зло, ибо дух есть то, чем сам себя делает. По своему первородству, стихийной природе не от мира сего и способности сознательного самоопределения (свободе воли) дух у всех людей одинаков. Но, будучи потенциально божественным и по формальному составу равным самому себе, человеческий дух по своему качеству может быть разным: высоким и низким, сияющим и отемненным, созидающим и разрушающим, творческой основой здоровой жизни и ее смертоносным источником. Дух, не соответствующий своему понятию, производит акультуру, ведущую человеческую жизнь и окружающую ее среду к деградации и саморазрушению. И лишь дух, постигающий и реализующий знания человечества, духовные, социальные и физические законы жизни, является духовно-культурным по своему существенному содержанию. IV Ассимиляция человеком духовных энергий и идей, интеллектуально-чувственно-волевое выражение смысла Сущего в качестве света истины, красоты, добра и любви есть культура духа. Динамическая архитектоника культуры духа вырастает из бесконечного потенциала его теоретической, практической, художественной и религиозной деятельности, уходящей своими духовными и материальными корнями в сверхчувственно-чувственную, идеальную и пространственно-временную почву. Культура духа – творческое отражение божественности в человеке. Культура духа – прорастание в будущее исторического опыта человечества. Культура духа – сознательно-волевое условие свободы. Культура духа – самозащита от разложения. Культура духа – господство над мыслью, чувством и телом. Культура духа – тяжкий труд самосозидания. Культура духа – живоначальный корень здоровья человека, семьи, общества и государства, цивилизации и планеты. Культура духа – абсолютный ресурс и самоцель народа, богочеловеческая субстанция национальной идеи духовно-нравственной и здоровой жизни. Культура духа – критерий подлинности человеческой жизни, интегральный показатель развитости нации. Культура духа – универсальная основа национальной безопасности. Культура духа народа, носимая им в разуме, сердце и воле, не это ли панацея от всех болезней? Не сам ли дух человека, изначально соединенный с беспредельными возможностями Единой Жизни и сознательно устремленный к ней, есть «философский камень», который так упорно ищет земной человек? И не накопление ли духом кристаллов света культуры и обретение им непрерывности самосознания во всех мирах является эликсиром бессмертия? * * * Дорогой читатель, если сам факт человеческой жизни первоначально есть дело сверхчеловеческого духа, то ее состояние – здоровье или болезнь зависит от человеческого духа, уровня его культуры. О том, что такое дух и как он вырабатывает свою сущность – культуру, следовательно, духовное и телесное, социальное и экологическое здоровье мы поговорим в следующий раз. |