В.И. Мурашов

Историческая задача России –
обретение эволюционнонационального смысла: от жизни «по понятиям» к понятию жизни
Особенность российского младенческого либерализма, снедаемого патологической страстью к собственности (так и хочется сказать, когда же ты наконец подавишься? В низости духа, а не в экономике – его материальном проявлении, заключены все болезни России и мира), состоит в том, что он есть отрицание социализма (по своему, исторически неразвившемуся, понятию, представляющему собой более конкретную форму идеи свободы) без диалектического снятия, то есть преобразования и сохранения в себе последнего (однако, его материальнофинансовую плоть и кровь элитные, креативные и прочие шкурники сняли). Поэтому, будучи особенным, эгоистически абстрактным моментом понятия свободы, либерализм (точнее представляющие и дискредитирующие его) вместо того, чтобы углубляться в совесть и восходить к нравственности – своей конкретной, субстанциальной всеобщности, проникает во все органы и функции социального организма, превращаясь в тотальность формальной свободы – лишь внешней границы свободы по «понятиям».
Дух человечества — эволюционная тяга планеты. От его состояния зависит качество мировых процессов.
Ось современного мира — эгоцентризм духа, вокруг которого вращается технократическая цивилизация.
Масштаб и скорость ее материальной глобализации обратно пропорциональны происходящим в ней духовным процессам.
Этот дисбаланс между телом и душой планетарного духа есть болезнь мира, вызов, брошенный эго-духом эволюции человечества, его земному и космическому назначению.
Веление эволюции — овладеть человечеству абсолютным ресурсом жизни и создать новую ось социального
мира — культуру духа как творческое отражение божественности на земле.
Кризис и культура
КЗЖ №2 за 2009 год
Уважаемый читатель! Исходя из насущной необходимости философского рассмотрения мирового кризиса в его истинном свете – в свете культуры, мы вынуждены на время прервать последовательный ход развития идеи духа. В последующих публикациях мы вернемся к предмету нашего исследования. В конце апреля редакция журнала планирует провести очередной «круглый стол» под названием «Культура как духовный ресурс преодоления кризиса» и опубликовать выступления его участников.
Преодоление через самосознание
Необходимость осознания глобального кризиса как дезинтеграции национальных социумов и мировой цивилизации, его глубинной причины, природы и средств преодоления вытекает из самой сущности человеческой жизни, закономерно осуществляющейся на сознательноволевой истине: знании законов своего бытия, смысла и эволюционного назначения, реальных условий и способа жизнедеятельности в соответствии с добытым знанием. На классическом философском языке это называется идеей жизни, которая представляет собой единство понятия как самосознательной истины и его внешнереального существования. Эта идея – абсолютный принцип преодоления кризиса, за логикой развития которого мы и должны проследить.
Степень познания истины и претворения ее в жизнь есть степень духовносоциального здоровья человеческой жизни в ее исторически конкретной, национальной форме. В этом смысле, перефразируя известное изречение, можно сказать: познайте истину, воплотите ее в жизнь – и истина сделает вас свободными и здоровыми. Именно поэтому практически действующее самосознание истины социальной жизни во всем ее духовном, материальном и организационном, индивидуальнообщественном и планетарнокосмическом объеме – это не только фундаментальное условие преодоления кризиса, но и сама бескризисная жизнь. И наоборот, кризис, как соответствующее состояние болезни социального организма, есть собственный критерий своей ложности, теоретической и практической несостоятельности господствующей в мире антиэволюционной идеи, продуцирующей свое кризисообразующее начало – алчное Бессознательное рынка – высшего социального достижения современной цивилизации, придавившей себя рукотворной материей.
Для преодоления кризиса необходимо, чтобы сам дух кризиса, который в своем проявлении – везде, а по ответственности – нигде, преодолел свое перманентно кризисное сознание, застрявшее монетаристскими осколками в финансовой оболочке порожденного и воспроизводимого им мирового хаоса. Вне этого условия профессионально однобокий способ мышления, неспособный проникнуть во внеэкономическую основу кризиса, и эгоцентрическая воля будут удерживать экономику в перевернутом состоянии и продолжать процесс превращения идеального эквивалента экономической реальности в бесстоимостные финансовые тени теней, уходящие в виртуальнодурную бесконечность. Эти финансовые фантомы, рождаемые эгосознанием глобального рынка, обладают реальной силой разрушения социального организма планетарного человечества и его национальнорегиональных составляющих, ибо концентрируют в себе мировую ложь материально ориентированной, жаднопотребительской цели жизни, формальной свободы нравственно опустошенного духа и такого же качества его социальноэкономического и государственноправового способа бытия, генерируют энергию зла мира сего.
Мировой кризис преодолеет себя лишь в том случае, если не отдельное религиозное, философское или мудрое политическое сознание, а его собственный дух, как совокупный мировой субъект, духовная светотень которого простирается от невинного общекультурного и профессионального невежества через преступление до его апогея – предательства национальных интересов, осуществит интеллектуальнонравственную самореформацию, выработает адекватную эволюции человечества социальную идею жизни и преобразует на ее основе духовносоциальноэкологически больную цивилизацию. Оборотная сторона этого теоретического, для когото наивного утверждения – сам факт мирового кризиса, то есть человеческой жизни, лишенной указанных сознательноволевых условий.
Без систематическицелостного понимания феномена кризиса действия правительств стран мира, направленные на выработку и реализацию антикризисных финансовоэкономических программ, установление посткризисного мирового порядка, их манипуляции денежными массами, подобны наркотикам в борьбе с наркозависимостью. Для выхода из кризиса человечеству нужны прежде всего деньги духа – знание как идеальный эквивалент идеи жизни – социальной реальности, соответствующей своему смыслу. Это и есть универсальный принцип антикризисной, смыслоориентированной государственной политики.
Тотальность кризиса
В самом названии кризиса заключены поверхностность понимания его подлинной природы и связанные с этим трудности практического самопреодоления. Мировой кризис не может быть только финансовоэкономическим, поскольку экономика – это всего лишь один из органов социального (регионального или глобального) организма и кроме как в голове экономиста она не существует сама по себе, самостоятельно, вне системы права, морали, нравственности и государства. В силу своей духовноорганической природы экономика, как идеальноматериальный орган государственного организма, содержит в себе все его органы, каждый из которых есть одновременно и цель и средство, воспроизводится всеми и воспроизводит всех. Изменения в одном из них отражаются на состоянии социума в целом.
Кроме того, финансовоэкономические отношения и государственноправовые формы их действительного существования, образующие живой социальный организм, являются процессом и результатом теоретической и практической деятельности духа народа, его идеальнореальными модификациями. Их качественное состояние прямо пропорционально качеству порождающей их трудовой субстанции, на оздоровление которой и должен быть направлен антикризисный дух, а также мере регулирующего воздействия на них разумной воли государства. Его присутствие в рыночной экономике ограничено самой её природой, о чем свидетельствует периодический кризис, обнажающий мнимую самодостаточность рынка, его несвободу, сознательноволевую слепоту и неспособность удержаться на самом себе.
Глобальный кризис носит не только географический финансовоэкономический, но и духовноматериальноорганизационный, структурнототальный характер, пронизывает собой дух, душу и тело социального организма, его сверхчувственное и пространственновременное бытие, есть кризис всей жизни современного человечества.
Тотальность кризиса жизни замкнута на тотальность её взаимопроникающих полюсов: самовоспроизводящуюся первопричину кризиса – человеческий дух, отклонившийся от своей эволюционной цели, и соответствующую ему в своей неистинности – идеальную форму смысла лишенной экономики – национальную и мировую финансовую систему, содержащую в себе в снятом и преобразованном виде условия и средства человеческого бытия, а потому и выступающую реальной властью над самой жизнью.
Дух и деньги как его превращенная форма – идеальнореальные силы жизни современного человечества. При этом лишь дух есть как одна сторона указанного отношения, так и все отношение в целом. Вот почему кризис духа – это кризис всех феноменов социального мира, всей архитектоники технокрактической цивилизации, народные духи которой суть национальные формы существования мирового (планетарного) духа. Поэтому мировой финансовоэкономический кризис есть вместе с тем и кризис самого субъекта всемирной истории – мирового духа как составляющей космического духа, абсолютной субстанцией которого является божественный дух.
Существующее представление о финансовоэкономическом кризисе не полно не только с точки зрения тотальности его духовноматериальноорганизационной структуры, но и по существу. Не следует забывать, что кризис – это определенная стадия в развитии самой болезни социального мира, фундаментальная причина которой –
Разорванность духа
Кризисное состояние духа как самоопределяющейся деятельности, состоящей в непосредственном отношении с собой, выходящей из своего тождества в идеальный или реальный продукт самообособления и возвращающейся из него к самому себе при одновременном нахождении в нем, выражается в разорванности его сознательноволевой природы, проходящей через творца, творчество и творение. Кризисообразующее начало – неразрешенное противоречие между понятием духа и субъективнообъективными формами его самореализации. Это противоречие мыслящего, чувствующего и практически действующего духа, обусловленное, с одной стороны, уровнем его исторического развития, противоречием порожденного им и отражающегося в нем общественного бытия – и с другой, виной самого человеческого духа, характеризуется не только внутренним дисбалансом его творческой триады – неравномерностью развития универсальных способностей человека, но и их оторванностью от своей триединой сущности.
В сфере мышления – логический разрыв структуры понятия как динамического единства всеобщего особенного и единичного. Именно эти диалектически противоречивые определения универсальной истины и не способен выработать и объединить в органическую целостность абстрактнорассудочный, беспонятийный способ мышления – интеллектуальный принцип кризиса современного сознания и лоскутного мировоззрения, дезинтегрирующий посредством воли социальную действительность и порождающий хаос жизни. Кризис разума.
В сфере чувства – отпадение человеческого сердца от своей животворящей основы – духовной любви, внутренней, моральной свободы и красоты. Этот сущностный разрыв чувствующего духа проявляется в
– реальном безбожии формальной религиозности;
– злоумии, жестокосердии и отравлении духовным ядом стихийной природы человеческого и пространственного духа – психоэнергетической причины болезни окружающей среды и природных катаклизмов, непрерывно обрушивающихся на необучаемое человечество;
– глобальной лживости, бессовестности и цинизме цивилизованных двуногих;
– чудовищном невежестве в области духовной природы человеческой жизни, эгоцентризме и патологической алчности самопровозглашенной элиты мира, панически и болезненно осознающей свою непосредственную связь с последствием, но не с причиной мирового кризиса;
– духовном и телесном разврате, алкогольной и наркотической зависимости, безволии и пошлости жизни;
– совлечении с человека образа и подобия божьего с помощью глобализирующейся системы средств информационной угрозы национальной безопасности, ставшей могущественной транснациональной отраслью бизнеса, властью над властью, возрастающего вала литературного убожества, суррогата искусства, лишенного красоты… Кризис сердца.
В сфере воли – отрыв разумом не проработанной, светом истины не освещенной, чувственностью порабощенной духовно слабой воли человека от своей сущности – свободы. Сознательноволевой разрыв в творческой субстанции индивидуальной и общественной жизни проявляется в виде нарушения ее законов, следовательно, и разрушения финансовоэкономической и государственноправовой действительности, потрясения вульгарнодемократическим пониманием и проявлением свободы устоев мира. Формально свободная воля в силу неразвитости ее религиознонравственной основы, доминирования в человеке его низшей природы тяготеет к абсолютному эгоцентризму. Последний – принцип рыночного социума и его периодического кризиса.
Фундаментально кризис жизни есть кризис ее источника – общественного труда, который в условиях частной собственности на средства производства, юридической свободы – минимума справедливости внутренне и внешне отчуждён от самого себя и реально несвободен. Разорванность сущности и общественной формы труда проходит между частной и государственной формами идеи собственности, трудом и капиталом, способом производства и присвоения результата труда, чрезмерным материальным богатством и жизненно опасной бедностью имущественно поляризованного общества, реальной экономикой и ее идеальной формой, принимающей временно самостоятельный характер и выступающей пусковым механизмом финансового кризиса, переходящего в кризис всей системы материальной жизнедеятельности народа; правом и юридическим законом, понятием государства и его исторической реальностью, общественным производством и окружающей средой, региональной и глобальной экономикой. Кризис воли как тотальности духа и созданного им социального мира.
Кризис как самосуд духа
Когда говорят о кризисе как о суде Божьем, то высказывают лишь часть истины. Человеческая жизнь как теоретическая и практическая, художественная и религиозная деятельность духа – это субъективнообъективный, сознательнобессознательный процесс суждений и умозаключений. Соотнесение человеком идеальных и реальных продуктов своей жизнедеятельности с ее абсолютной субстанцией – божественным духом и его модификациями – законами жизни природы и общества или, наоборот, реализация цели с помощью тех или иных средств и способов и есть критический суд божественночеловеческого духа в виде процесса установления истинности или ложности, правомерности или противоправности многообразных форм социальной жизни и как следствие последней – вынесение приговора и наказания.
Противоречие человеческого духа своей сущности, выраженное в болезненнокризисном состоянии его социальноприродного организма, есть самонаказание, мгновенный, либо отсроченный обратный удар, возвращаемый бессознательным или самосознательным законом жизни, ее идеей как всей полнотой истины, отклонившемуся от нее человечеству. Вот почему мировой кризис – это не только суд Божий, суд космического и мирового (планетарного) духа, но вместе с тем и самосуд человеческого духа, которому предстоит либо изжить свой интеллектуальноморальный, финансовоэкономический, социальноприродный, государственноправовой, нравственнорелигиозный, художественный, мировоззренческий, внутренневнешний саморазрыв, либо войти в необратимый процесс духовного, материального и организационного самораспада.
Чем же исцелить рваные раны, нанесенные духом самому себе, соединить разорванную плоть социального организма и где отыскать целительные силы? Самим духом и в самом кризисе.
Кризис как процесс болезни и выздоровления
Кризис – это не только болезнь социального организма, вызванная его отклонением от законов духовной и материальной жизни по вине человека. Генезис мирового кризиса содержит в себе также и причины, находящиеся вне сознания и воли современного человечества как самосознательной части планетарнокосмической формы жизни, осуществляющей собственное духовное восхождение, сопровождаемое кризисными процессами.
Не ограничивается социальный кризис и критическим состоянием больной жизни глобализирующихся стран мира, судом над ними, вынесением им приговора и наказанием за отступление от смысла жизни и от той роли, которую должна сыграть каждая из них в эволюции планетарной жизни. В отличие от болезни кризисное состояние сознательноволевого организма характеризуется, с одной стороны, его резким ухудшением, с другой – мобилизацией жизненных ресурсов для восстановления структурнофункционального равновесия между духовными, материальными и организационными составляющими регионального или мирового организма и окружающей его природой.
Именно поэтому понятие кризиса представляет собой диалектически противоречивый процесс развития меры происходящих в социальном организме постепенных количественных изменений, переходящих скачкообразно в качественно измененное состояние жизни, оторвавшейся от своей духовной субстанции. При этом мера здоровья превращается в меру болезни, последняя, переполненная чрезмерной мерзостью человеческого духа, переходит в собственно кризис – новую меру как точку схода и борьбы противоположных сил общества, бессознательно и сознательно направленных на его разрушение и оздоровление. В этом поворотном пункте развития болезни, концентрирующей и вызывающей против себя целительные силы социального организма, заключаются природа кризиса и его исход, судьба кризисных государств мира.
Поэтому до тех пор, пока в состоянии больного государства не произойдет критического перелома, вызывающего обратный процесс по отношению к его противозаконной жизнедеятельности, несмотря на ее разрушительные последствия, строго говоря, кризиса как такового нет, а есть прогрессирующий процесс духовного, социальноэкономического и государственноправового разложения социума.
Кульминация социального кризиса как уже не болезни, но еще не здоровья – переработка антикризисным духом и соединение в целостность разорванных внутри и вовне себя социальноэкономических, нравственноправовых и других лишенных всеобщего и специфического смысла общественных отношений, восстановление больным организмом закономерности своей жизнедеятельности, его возвращение в свою созидающую субстанцию, трансмутирующую кризис жизни в духовнонравственную и здоровую жизнь. Великое, светоносное имя этой живоначальной субстанциитворца, развертывающего себя в творчество и творение –
Культура
Выход из тотального кризиса возможен только через тотальное по содержанию и форме творческое средствосамоцель – культуру, под которой следует понимать не только субъективную деятельность человека, направленную на обработку, возделывание самого себя в соответствии со своей высшей природой, не только почитание Света, но и самое жизнь в Свете, а также ее духовные, материальные и организационные формы в их органическом единстве. Для этого дух кризиса должен стать духом культуры, преобразующим кризисную жизнь в культуру жизни, основанную на культуре духа как творческом отражении божественности на Земле.
Культура в ее всеобщем определении есть человеческая жизнь в соответствии со своей универсальной сущностью – духовным светом (истиной), неделимоделимым на мыслимые и практически осуществляемые человеком законы природы, общества и высших духовных сил.
Культура – это полнота сознательноволевой жизни как единства духа, самоопределяющегося всеобщим образом, и многообразия созданного им идеальных и реальных форм, включая искусство, организованных в социум.
Иными словами, культура есть единство своего существенного содержания – культуры духа в его внутреннезакономерных, всеобщих определениях и многообразной формы его внешнереального существования – культуры жизни, саморазвернутой в теоретическую, практическую и художественную культуру, в совокупность всех духовных и материальных отношений, организованных в семью, гражданское общество, национальное государство и глобальную цивилизацию – социальное тело культуры духа нации и человечества.
Живое единство единичного духа со своей всеобщей сущностью – культура духа, его многообразных явлений между собой и творческой основой, их породившей, – культура жизни, есть логический смысл культуры в ее сверхчувственном и пространственновременном бытии, идея культуры. Это единство идеальных и реальных составляющих культуры как полноты человеческой жизни, ее высшей ценности и самоцели не является для человека чемто заранее данным, а представляет собой процесс деятельности духа, снимающей несоответствие между низшей и высшей природой человека, разъединение жизни с условиями ее существования, сущности творчества с результатом творения, внутреннюю и внешнюю разорванность духа и жизни.
Культура, как сознательноволевой процесс разрешения указанных противоречий, есть цель, смысл и самовозрастающий духовный капитал человеческой эволюции, равно и наоборот, эволюция самосознательной жизни есть саморазвивающаяся культура – двуединый процесс стяжания человеческим духом потенциально содержащегося в нем и актуально находящегося вне его духовного света и самовозвышения человека посредством его напряженного труда, образования, воспитания, духовнотелесного преображения и повседневной культуры жизни, а также теоретического, предметнопрактического, художественного и религиозного творчества к своей имманентнотрансцендентной сущности.
Культура, как живой смысл индивидуального и общественного бытия, деятельное единство сущности и явления человеческого духа, возможна только тогда, когда предмет жизнедеятельности и творчества человека не разорван на свои составляющие, един с самим собой, то есть соответствует своему смыслу и жизненному назначению. Это теоретическое положение имеет решающее практическое значение в жизни человека и общества, в деле преодоления социального кризиса. Так, например, в условиях финансовоэкономической и государственноправовой реальности, противоречащей своему понятию, которую поэтому и нельзя назвать социальной действительностью, даже при сознательноволевом соответствии ей духа народа, не может быть культуры жизни, а также и подлинного искусства как процесса и результата художественного творчества, лишенного своего существенного содержания. Именно поэтому культура жизни, культура творчества не сводится к субъективной форме человеческого духа, а есть процесс реального преобразования общественных отношений и предмета искусства в соответствии с их понятием.
Кризис и культура – противоположности единого духа. Первый – дезинтеграция культуры. Последняя – преодоленный кризис. Чтобы понять культуру как универсальное средство самопреобразования своего кризисного состояния, нужно рассмотреть ее системообразующее начало, развернутое в систему духа и социальные формы его действительной жизнедеятельности – идею культуры.
Сущность культуры духа
В отличие от дочеловеческих форм мировой жизни, лишенных самосознания, жизнь человека представляет собой сознательноволевой обмен веществ и энергий, идеальных и реальных продуктов жизнедеятельности между природой, обществом, космосом и духом единой жизни. В этом смысле человеческая жизнь – это жизнь самосознательного духа, который формально есть все во всем в его различных состояниях и формах.
Однако по своему содержанию не любой дух является творцом духовно и физически, социально и экологически здоровой жизни, а только такой, который знает смысл и законы жизни, одухотворяет свои чувства и силой свободной воли и адекватных ей средств и способов жизнедеятельности претворяет знаемое в жизнь.
Интеллектуальночувственноволевое выражение законов жизни в качестве истины, красоты и добра – атрибутов любви есть культура духа – богочеловеческая субстанция индивидуального и общественного бытия, абсолютный закондолг человеческой жизни, историческая полнота которой прямо пропорциональна культуроемкости духа народа. Живоначальная сущность культуры человеческого духа триедина по форме и содержанию. Ее творец – мыслящий, чувствующий и практически действующий дух, как самосознательная форма всеначальной энергии в виде души и тела, принадлежит трем мирам и в каждой из своих универсальных способностей содержит в себе остальные. Так мышление есть эмоционально окрашенная воля в ее сверхчувственном проявлении. Внутреннее и внешнее чувство – действующая и чувствующая мысль. Воля – мыслящая и чувствующая деятельность духа в пространстве и во времени.
Существенное содержание как процесс и результат творчества триединого духа также триедино. Истина, недостаток которой приводит к болезни и кризису социальный организм, есть живой синтез своих логических определений: всеобщего, особенного и единичного. Последнее – самораздвоенное всеобщее (субстанциальное) и примиренное (снявшее внутренний и внешний разрыв) в своем обособлении с самим собой как различенным внутри себя целым. Это триединое целое представляет собой формусодержание мышления, где форма, как логическая структура истины или понятия, есть содержание разумной, то есть постигшей смысл и законы предмета, мысли и наоборот.
Красота, кризис которой обнаруживает себя в деградации всех видов искусства, в рождении художественных уродов, – это одухотворенная духовным светом душа (сердце), ее адекватное творческое выражение в чувственно созерцаемом образе и их гармоническое единство.
Свобода в качестве добра, а не всемирного произвола, ввергшего современную цивилизацию в глобальный кризис, – это разумная воля, внутренняя и внешняя общественно признанная форма ее существования и их единство, благодаря которому воля независима от другого, так как идеально и реально находясь в нем, она тем самым соотносится сама с собой, логически бесконечна и реально свободна. Триедины внутри себя не только рассмотренные ипостаси сущности универсальных способностей человека, но и триедина их взаимосвязь. Так истина есть та же красота и свобода в их логическимысленном состоянии. Красота – истина и свобода в чувственнообразном выражении. Свобода (добро) – истина и красота в идеальнореальном волеопределении. Каждое существенное определение своего родового понятия – культуры духа содержит в себе остальные и представляет собой динамическую тотальность – земное проявление абсолютной триады духа.
Какое отношение все эти логические рассуждения имеют к практическому преодолению кризиса, может спросить потенциально и актуально кризисный дух? Прямое! Разве профессор Преображенский доходчиво не объяснил, где начинается разруха? Дух кризиса, слушай тремя ушами и вбей себе в мозг истину всех миров, веков и народов: универсальным животворящим принципом, пронизывающим бытие и мышление, все формы единой жизни от Бога до атома, от простейшего определения идеи культуры до ее логического завершения является трижды триединое единство духа – абсолютный интеграл Бытия, который и должен стать самосознательной основой антикризисной государственной политики, бескризисной жизни народа.
Культура как формула человеческой жизни
Культура не сводится к своей творческой сущности – истинному, прекрасному и свободному духу. Последний в качестве законадолга своей эволюции должен развернуть себя в многообразные формы социальной действительности и из культуры духа превратиться в культуру жизни. Ее всеобщее определение, рождающееся из триединой сущности духа как процесса и результата культуры мышления, чувства и воли, в виде гармонического единства
– сознательной цели – познанной закономерности и эволюционного смысла жизни;
– теоретической, художественной, предметнопрактической деятельности и ее ресурсов, соответствующих цели;
– социальноэкономических и иных общественных отношений, адекватных своим законам; – сознательноволевой формы их внутренне и внешне свободного, эстетического, этического и религиозного опосредствования;
– совокупного продукта жизнедеятельности народа – духовных, материальных и организационных средств и способов его действительного бытия, есть формула человеческой жизни.
Мысленно уберите любой элемент из этой формулы (понятия, свернутой идеи) жизни, практически разорвите их органическую взаимосвязь, и культура жизни превратится в кризис жизни, в ее деградацию и самоуничтожение. Рассмотренная формула есть основа антикризисной жизни, тотальное условие её исторической полноты, творческое ядро социальной действительности, адекватной своей духовной субстанции.
Культура духа и культура жизни – это одна и та же жизнь в ее внутреннесвернутом, идеальном состоянии и внешнеразвернутом, реальном обнаружении. Поэтому кризис духа есть вместе с тем и кризис жизни, которая, будучи объективно кризисной по своему социальноэкономическому устройству, соответственно отражается на сознании, чувстве и воле людей. Из этого следует, что выход из кризиса возможен при условии устранения его субъективного и объективного источника, то есть преобразования всей тотальности социальной жизни: и культурной реформации духа народа, и фактического переустройства общественных отношений волей самого народа на основе и посредством не только научнотехнического и экономического развития, а более высокого уровня духовной, материальной и организационной культуры, которая должна быть выработана и признана антикризисным духом как
Национальная идея
Можно ли преодолеть кризис без постижения и сознательноволевого воплощения национальной идеи? А разве для этого недостаточно национальных проектов, стратегии развития России, антикризисной программы? Да и существует ли гденибудь национальная идея? Не выдумка ли это философскорелигиозного сознания?
Идея – синоним жизни, её полноты, ибо ничто не живет, говорит философ, что не было бы какимнибудь образом идеей – единством понятия (духа) и его явления (тела), не существующих друг без друга в пространстве и во времени. И даже нечто больное, кризисное, поскольку в нем еще сохраняется жизнь, все же является идеей, хотя уже и не вполне соответствующей своему понятию. Так что сам факт существования России говорит о том, что она не только имеет идею, но и сама является какимто образом идеей. Вопрос только в том, каково качество духа и тела социальной идеи современной России? Адекватно ли дух народа отражает Небесный архетип национальной идеи – мысль Бога о России и является ли эта мысль духовным смыслом национального самосознания и государственной политики, жизни человека, семьи, общества и государства? Вобрала ли в себя господствующая ныне социальная идея исторический опыт жизни Отечества? Национальна ли она по содержанию и форме, представляет ли собой национальногосударственную идею и выражает ли великое назначение России в эволюции человечества? На эти и другие вопросы рано или поздно предстоит дать ответ антикризисному духу.
Идея нации, которая, как сказал В.С. Соловьев, «есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности», – это альфа и омега национальной культуры жизни, путеводная звезда, указывающая народу истинное направление его исторического развития. Мысль Бога о нации – кристалл божественного духа, на огненных скрижалях которого начертан ее духовнонациональный код (ДНК). Содержащий в себе судьбу, особенности культуры духа и жизни народа, он есть первосущность субстанции национальной идеи, которая определена своеобразием мысли Бога, качеством Его энергий.
Постижение и превращение духом идеи нации в духовную и материальную жизнь есть процесс становления божественнокосмическисоциальной архитектоники национальной идеи. Уровень развития культуры народа, воспроизводство и сохранение им своего национального характера, духовного смысла и национального образа жизни прямо пропорционален степени воплощения мысли Бога о нации и ее исторического опыта в социальную действительность, организованную в государство.
Божественная идея нации – это сверхчувственный корень и духовный закон своеобразной культуры жизни, эволюционная заданность особого назначения народа в космическипланетарном организме человечества. Дух народа, содержащий в себе божественный образ нации, и государство – это национальная идея в ее сверхчувственном состоянии и пространственновременном проявлении. Вот почему национальная идея, как то, что было, есть и будет, не выдумывается народом, а лишь в меру его исторического развития открывается и доводится до самосознания духом национального гения.
Необходимость осознания идеи нации и превращение этого знания в практически действующее национальное самосознание – государственную политику и национальное государство как историческую форму реального существования национальной идеи заключается в том, что «нация есть воля к бытию, которая может стать и безволием (что и произошло в наше «демократическое» время. – В.М.)… Нация воспринимается не только как данность или факт, но как творческая задача и долг». Расширенное воспроизводство практически действующего национального самосознания есть абсолютный долг народа перед Богом, человечеством, нацией и окружающей средой. Без исполнения этого долга, следовательно, без такого национализма не произойдет надлежащего воплощения на Земле божественного замысла и нация не осуществит в исторической полноте свою уникальную функцию в составе социального организма человечества, а человек вне национальногосударственного способа жизни не разовьет определенные ему судьбой способности и качества своего духа. В результате направление эволюции человека, нации и человечества исказится и ее процесс замедлится, что не отразится на самой божественной идее. «Призвание, или та особая идея, которую мысль Бога полагает для каждого морального существа – индивида или нации – и которая открывается сознанию этого существа как его верховный долг, – эта идея... проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места».
Сказанное подтверждается кризисным состоянием стран мира, кризисом самой глобализации, основанной на материальной составляющей нравственно редуцированной социальной идеи – рыночных отношениях и жизненных ценностях общества потребления, заражающих своим духовным примитивизмом национальные культуры. В условиях критического ослабления национальнокультурного иммунитета народ утрачивает сознательную связь с Логосом нации. Его образ ДНК мутируется. Нация денационализируется, перестает быть самобытной и превращается в лице живущих вне национальнокультурного самосознания – бессознательных и сознательных проводников чужих национальных интересов, в опасного для самой себя социального урода, духовного идиота, не ведающего своего национальноисторического родства. Вместе с религиознонравственным и материальноорганизационным разложением государства, утратившего национальный характер в результате понижения уровня национальной культуры и бездуховной, технократической, рыночнопотребительской эгоглобализации деградирует и окружающая его природная среда. Наступает вырождение нации. И наоборот, нация начинает возрождаться, государство процветать, когда национальная идея становится духовной основой и сознательноволевым способом его развития. История России – это процесс сверхсознательного и сознательного, полусознательного и бессознательного, адекватного и искаженного воплощения духом народа идеи нации в определенные социальные идеи и государственность. Каждая последующая государственная форма национальной идеи в той или иной мере содержит в себе исторический опыт предшествующих форм.
Логическая структура национальной идеи не сводится ни к своему cверхземному началу – божественному замыслу, ни к его отражению в человеческом сознании – общественному идеалу, ни к его исторически конкретному воплощению – государству, а представляет собой взаимообусловленное единство всех указанных моментов идеи, систему динамического синтеза ее сверхчеловеческой и человеческой, идеальной и реальной природы.
Процесс возникновения и разрешения противоречия между сверхисторическим началом национальной идеи и историческими формами ее государственного бытия есть главная движущая сила истории нации, биение её жизненного пульса.
Какой же фундаментальный принцип божественноземного содержания исторически развивающейся национальной идеи выдвигается самой жизнью современной России для своего самосохранения и эволюционного развития? Противоположностью кризисного состояния России, по своему существенному содержанию, а не по окончательному общепризнанному названию может быть только
Культура жизни как национально–государственная идея
Культура жизни в ее потенциальном и актуальном бытии как всеобщая основа и творческое средство выхода из тотального кризиса есть национальногосударственная идея, адекватная своему Небесному прообразу и его земному отражению, запечатленному в духовноисторическом опыте религиозной, культурной, научной, хозяйственной и государственной жизни России, в ее победах и поражениях, в деяниях ее героев и святых. Эта идея не привносится в душу и тело России извне и не является социальным клоном западной цивилизации, а прорастает из религиознонравственных глубин духа народа в национальную культуру и национальный социум, рождённый самой идеей.
Как то, что «она сама думает о себе во времени», национальная идея культуры или, что то же самое, духовнонравственной и здоровой жизни, должна быть постигнута и принята обществом и властью в виде ответа на вызов кризиса, несущего разрушения, болезни и смерть. Она вступает с ним в борьбу ради сохранения жизни нации. Поэтому поражение и победа – в духе. Историческая миссия национальной идеи культуры – осуществление замысла Бога национальным образом, преобразование духа произвола в дух свободы и создание его творческой силой адекватное идее национальное государство. Ее отличие от исторически предшествующих социальных идей состоит в том, что смыслом своего бытия она провозглашает не принцип рыночных отношений и материального обогащения, не те или иные формы собственности, способы производства и общественногосударственные устройства, а сам смысл человеческой жизни – культуру духа, развернутую в адекватную себе социальноэкономическую и государственноправовую действительность.
Вечно коренящаяся в духе народа как его божественный смысл, раскрывающий себя в драме отечественной и мировой истории, идея культуры жизни, в отличие от современных социальных идей, не содержит партийнополитической и классовой ограниченности, выходит за ее пределы и выражает интересы всех нравственно здоровых членов общества. По своей природе эта идея как национальна, так и транснациональна. Заключая в себе эволюционную цель человеческого бытия, она способна стать основой, объединяющей духовно и социально многонациональную Россию, вызвать к жизни свой творческий ресурс – высокопроизводительный, нравственноправовой труд духовно и физически здорового населения страны с высокой общей и профессиональной культурой.
Высшая цель и ценность идеи культуры жизни есть расширенно воспроизводящаяся духовнонравственная и здоровая жизнь, по отношению к которой целесообразны и правомерны лишь такие формы её социальноэкономического и государственного устройства, такие отрасли и способы производства, законодательные акты, общественнополитические институты, произведения литературы и искусства, такое содержание СМИ и такой образ жизни, которые максимально обеспечивают ее реализацию.
Системообразующее творческое ядро духа этой идеи разрывает свои идеологические оболочки, сбрасывает с себя истрепанные историей лохмотья всевозможных «измов» и обнажает свой божественноэволюционный, национальный и общечеловеческий смысл. Культураздоровье как идеал здесь приобретает значение нравственного долга перед смыслом человеческой жизни. При этом цель и средства, в их современном соотношении, меняются местами. Последним указывается на их место в структуре жизни и на шкале социальных ценностей. Тотальное господство рыночных отношений, проникшее во все клетки социального тела и в высшие сферы его души, вытесняя собой духовные ценности и понижая своей торгашеской мелочностью уровень духа народа, ограничивается смыслом жизни – духовным и физическим, социальным и экологическим здоровьем человека, общества и природы. Притязания юридической, абстрактной свободы и формальной демократии на высшую социальную ценность обнаруживают свою несостоятельность перед религиознонравственной, конкретной свободой и абсолютной ценностью – культурой жизни, а духовно низкое, нравственно и эстетически больное, несовместимое с публичной демонстрацией преодолевается культурой или здоровьем духа.
Именно культура, как эволюционный смысл и полнота человеческого бытия, а не её техникоэкономические составляющие, которые она способна наполнить своей сущностью, является абсолютным критерием истинности и социальной допустимости всех внутренних и внешних определений человеческого духа, всех феноменов индивидуальной, общественной и государственной жизни, ибо культура как духовность и здоровье, согласно идеедолга, есть все во всем. Поэтому духовно и физически, социально и экологически здоровым должно быть не только содержание цели духа, но и соответствующее средство, способ, процесс реализации цели и его результат. В отличие от современной, кризисоинфицированой цивилизации, венцом которой стал человек экономический, рыночный, человек куплипродажи и продажности, ее высшей целью будет Человек Культурный, духовно и физически здоровый, реализующий свои неисчерпаемые божественные потенции и созидающий творческой силой культуры духовно, материально и организационно здоровый мир.
Идеи правят миром, создают государства и разрушают их. Национальногосударственная идея духовнонравственной и здоровой жизни, как зарождающийся общественный идеал, призвана исцелить человека, общество и природу собственными усилиями разума, сердца и воли народа, объединившего ресурсы Неба и Земли в великую национальную культуру духа и жизни.
Ресурсы и формы культуры
Национальная идея самовоплощается и воспроизводится через свои творческие ресурсы и их социальные формы. К ним относятся:
– внутреннее самоопределение духа в виде внимания, памяти, воображения, представления, ассоциации, других бессознательных и сознательных волеопределений – психологический ресурс культуры жизни, которым человеку, как и другими его творческими ресурсами, еще предстоит овладеть через культуру духа;
– рассудочное (обычное), научное и понятийное (философское) мышление, с помощью которого человек познает законы жизни и вырабатывает знание, в форме здравого смысла, мировоззрения, системы наук, понятий и идей – интеллектуальный ресурс культуры жизни;
– одухотворенное чувство, сущность которого красота, существующая в виде народной культуры, искусства, мира рукотворной красоты в целом, – эстетический (художественный) ресурс культуры жизни;
– внутренне свободная воля в качестве доброго умысла и намерения, чувства стыда, совести и долга, других внутренне духовных волеоопределений – моральный ресурс культуры жизни. Человеческое чувство – это форма мышления. Аморальные чувства – разрушители здоровья. Морально чистое и прекрасное чувство – эмоциональное здоровье человека, его психоэнергетическая гармония. Духовная чистота сердца – основа здоровья.
Истинное мышление, с помощью которого человек добывает знания о здоровой жизни, одухотворенное чувство, вырабатывающее духовную энергию, питающую всеначальной жизненностью человеческий организм, есть внутренняя, логическая и моральная культура субъективного духа. Однако этих форм культуры духа, его интеллектуального и морального здоровья для осуществления культуры жизни недостаточно. Нужна реальная сила, претворяющая знание законов, условий и средств понятия духовнонравственной и здоровой жизни в социальную действительность, в самое жизньидею, сила способная управлять рациональночувственной природой человека и направлять его на эволюционный путь реализации смысла жизни, спасая его тем самым от разрушающих здоровье свойств духа – лени, уныния, раздражения, страха, осуждения, мнительности, бесстыдства, малодушия, угодничества, эгоцентризма, других форм бездуховности, а также от вредных для здоровья привычек: табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков, сквернословия, половой распущенности, переедания и других видов уклонения духа и тела от законов здоровой жизни.
Такой закономерно самоопределяющейся силой духа, реально действующим чувствоммышлением являются:
– внешне свободная воля, развивающаяся в систему юридических прав и обязанностей, образующих и обеспечивающих с помощью соответствующих государственных органов внешне обязательный порядок свободной жизни граждан и социальных институтов, – правовой ресурс культуры жизни;
– внутренне и внешне свободная воля как единство предметнопрактической и сознательноволевой, трудовой деятельности, основанной на идее собственности – взаимообусловленном, сбалансированном единстве ее частной и государственной форм, науки и технологии, социальноэкономической и государственноправовой системах, воспроизводящих себя и свою реальную основу, порождающую совокупность всех общественных отношений, организованных в семью, национальное хозяйство, гражданское общество и государство, – нравственный ресурс культуры жизни, содержащий в себе материальные, экономические и трудовые ресурсы;
– любовь души к Высшему, созидающая абсолютную основу культуры – единство человеческого и божественного духа, – религиозный ресурс культуры жизни;
– взаимодействующий с природой дух народа (человечества), дифференцированный на творческие ресурсы – культуру мышления, чувства и воли и их социальные формы материальной, духовной и организационной культуры в виде: техники, технологий, общественного производства, рукотворного мира в целом; языка, идей, идеалов, национального самосознания, мировоззрений и религий; науки и глобальных информационных систем; фольклора и литературы, искусства и философии, а также условий и способов их существования – учебных, научных, информационных и культурных центров, храмов, музеев, библиотек, архивов, фондов, выставочных залов, коллекций, других феноменов культуры; обычаев, традиций и святынь народа, права, морали и нравственности, семьи, гражданского общества, систем образования и здравоохранения, армии и флота, органов внутренней и внешней национальной безопасности, общественных организаций и движений, других социальных институтов, направленных на воспроизводство духовно и физически, социально и экологически здоровой жизни людей и природы, – словом, всех составляющих идеи культуры в форме государства.
Культура жизни, организованная в государство, как универсальный ресурс преодоления кризиса
Социальную болезнь в стадии кризиса можно преодолеть только социальным здоровьем – культурой духа и жизни, организованной в ее исторически развивающуюся всеобщую форму действительного существования – государство. Степень истинности последнего определена мерой содержащейся в нем культуры как соответствия технологических, экономических, государственноправовых – словом, всех социальных феноменов законам своего бытия и смыслу человеческой жизни, а не их формальным, количественным развитием, вопреки духовной эволюции человека, или отсутствием такового, а также недоразвитием, что и является причиной болезни и кризиса социальной жизни. В этом заключается принципиальное значение культуры как абсолютного критерия подлинности государства, его сознательноволевой способности выхода из кризиса.
Поскольку государство – это общенародный способ жизни каждого и всех, соответствующий своему существенному содержанию – культуре, постольку кризис культуры, как духовное разложение и материальноорганизационный распад жизни нации есть кризис самого государства. Способ самопреодоления государством своего кризисного состояния должен быть государственным, т.е. тотальным и с точки зрения творческого субъекта – трудовой деятельности всего работающего населения, и со стороны универсального ресурсаобъекта – совокупности всех форм духовной, материальной и организационной культуры, а не только финансовоэкономических ресурсов. Выход государства из кризиса есть в то же время и самопреобразование государства в соответствии со своим понятием – культурой, исторический процесс становления его идеи.
В период кризиса значение государства в жизни каждого человека осознается практически. Даже впавший в монитаристский идиотизм, морально и профессионально обанкротившийся либеральнокризисный дух и здесь первым протягивает свою клешню к духовно чуждому ему государству с просьбой – «поможи». Однако скольконибудь удовлетворительного понимания самого понятия, точнее идеи государства, в обществе не существует. Да и откуда же ему взяться, если нет культуры понятийного, логически целостного мышления без которого осознать предельно конкретный феномен общественного бытия просто нечем. Так что, прежде чем говорить о государстве как об основе, ресурсе и способе преодоления своего собственного кризиса, необходимо кратко рассмотреть идею государства, вне или без которой государство – тотальный кризис.
Государство – это не только государственный аппарат, тем более коррумпированный, профессионально невежественный и ленивый, а жизнь нации, имеющей свою территорию, историю, хозяйство... и реализующей в меру своего самосознания национальную идею, то есть жизнь населения страны в духовной, материальной и организационной культуре.
Государство – это социальный мир в природном мире, духовноматериальный микрокосм в солнечном макрокосме, сознательноволевое звено между Землей и Небом, включающее в себя и то, и другое.
С формальноколичественной стороны государство – это народ, организованный в семью, гражданское общество и его практически действующее самосознание – государственную власть; органическая тотальность, содержащая в себе совокупность всех общественных отношений; самоопределяющаяся форма социальных форм как идеальноматериальных проявлений духа народа.
С существенносодержательной стороны государство – это культура духа народа, его разум, внутренне и внешне свободная, властная воля, практически действующее самосознание гражданского общества, в частности экономики и самого себя, порождающее в качестве творческой субстанции необходимые условия, средства и способы общественной жизни и удерживающая их в гармоническом единстве в виде здорового социального организма, нравственноправового государства – основы и способа свободной жизни каждого и всех.
Мировой кризис показал, что так называемые демократические государства не обладают в достаточной мере ни разумом, ни силой, ни свободой, чтобы удержать в ее границах свою материальную составляющую – полусознательную, не обузданную нравственноправовой волей, а потому и несвободную рыночную экономику. Кризис – это практическая демонстрация подлинного состояния не только национального и мирового хозяйства, свободы и демократии, но и государства которое оказалось недогосударством или полугосударством с финансовоэкономической опухолью мозга. Общий смысл идеи государства как социального интеграла культуры жизни, общенародного способа исторической меры воплощения в социальную действительность идеи нации состоит в свободном, нравственноправовом способе жизни людей. Именно в государствеидее, как в социальном космосе, народ находится в хозяйственной, культурной среде, благодаря которой на основе труда он приобретает для своей жизни и эволюции необходимые материальные, духовные и организационные ресурсы своего свободного, подлинно человеческого существования.
Поистине, как мыслим, так и живём. Поверхностное понимание природы государства, причин и структуры его кризиса соответственно проявляется и в предпринимаемых властью мерах по его преодолению, направленных главным образом на финансовоэкономическую систему. Замыкание кризисной, слаборазвитой реальной экономики на ее искаженную, убегающую от экономической реальности финансовую тень, а не на их источник – общественный труд, нуждающийся в кардинальном исцелении вместе с социальноэкономическими, государственноправовыми, природными и международными условиями его воспроизводства, это, образно говоря, – белка в колесе.
Надо наконец понять, что экономика с точки зрения диалектически конкретного мышления сама по себе мысленная абстракция. Рассматриваемая в единстве со своей сознательноволевой формой, благодаря которой она в действительности существует, экономика есть право в его позитивном и негативном проявлениях. Политически и практически это означает, что наряду с финансовоэкономической системой объектом антикризисных программ должна быть и правовая система государства, правовая культура народа.
В свою очередь, право удерживается на государстве, которое и является реальной основой экономики и права. Будучи сознательноволевой, основой и формой бытия экономики, других социальных явлений, право, однако, с количественной точки зрения регулирует не все виды общественных отношений, а только те, которые, вопервых, подвержены по своей природе внешнему регулированию и, вовторых, объективно, в целях своего сохранения нуждаются в правовой защите. В качественном отношении право не является совершенным способом социального регулирования, о чем свидетельствует кризис, ибо не обладает свойством сознательной, убежденной и добровольной саморегуляции в соответствии с законами свободы как сущности культуры практического духа.
Субъективной (идеальной) основой права является внутренняя свобода человека – мораль. Именно поэтому антикризисному духу необходимо направить свои усилия на оздоровление и развитие внутренней культуры народа, а ее недостаток компенсировать должным государственноправовым, то есть внешнепринудительным регулированием соответствующих общественных отношений. Но мораль, которая не попадает в поле сознания и практической деятельности духа рынка, не является внешнеобъективной культурой, так как представляет собой жизнь человеческого духа в мире четвертого измерения, внутренне реальную форму его свободы, существует лишь в сфере мысли и чувства человека. А потому так же, как экономика и право, подвержена диалектическому переходу в свою высшую форму развития, в реальное условие своего не только внутреннего, но и внешнего существования.
Единство внешней (право) и внутренней (мораль) свободы духа есть нравственность. В качестве нравственности воля уже не переходит из менее развитого в более развитое состояние, поскольку она полностью реализовала свое понятие. Для своего действительного существования нравственная воля, как высшая форма культуры пракического духа, не нуждается, за исключением религиозной воли, ни в каком другом основании, кроме социальных форм своего действительного бытия. Именно поэтому она и является самодостаточной основой жизни народа, главным условием преодоления кризиса.
Творческой силой самоопределения культура духа народа как нравственная субстанциясубъект развертывает себя в различные отрасли народного хозяйства и систему производственных отношений, законодательные, исполнительные, правоохранительные и судебные органы, систему социальных институтов, образующих гражданское общество, организованное в государство как единство реальной основы и нравственноправового способа жизни каждого и всех.
Для тех, кто считает, что чем меньше государства в рыночной экономике, тем больше свободы, скажу главное о государстве. По своему понятию, а не по умственному и волевому извращению, государство есть общенародная организация разума и свободы. Поэтому минимальное присутствие государства в экономике означает такое же нахождение в ней самосознания и подлинной, а не либеральной свободы.
Именно дух народа, как нравственноправовая субстанция, самоорганизованная в политический организм, социальный макрокосмос проявленной свободы, есть государство. Дух народа и государство – два полюса идеи культуры жизни. Ее творческая субстанция принимает такое количественнокачественное разнообразие внутренневнешних способов, социальноэкономических, нравственноправовых, индивидуальнообщественных и организационных форм своего существования и выстраивает их в такую субординированнокоординированную систему, благодаря которой осуществляется свободная жизнедеятельность народа. Этот духовноматериальный организм, в котором и благодаря которому исторически закономерно протекает жизнь человека как самоцели, и есть государствоидея. В обоих своих состояниях народный дух – живой носитель культуры, является творческой самоосновой, порождающей из себя содержание и форму своего бытия. И так же как мироздание в целом, общество в форме государства удерживается не на экономике и праве как своих составляющих, а на самом себе.
Таким образом, действительной основой сущности человека и его социальноэкономического и политического тела в виде системы экономических, правовых, моральных, нравственных – словом, всех общественных отношений, а следовательно, и самой себя, является культура в виде нравственноправовой свободы духа народа, организованного в государство. Исторически свободное развитие каждого элемента субстанциисистемы, свободной воли народагосударства возможно лишь в том случае, если будет закономерно функционировать государственная система в целом как органическое единство понятия свободы и дифференцированного способа ее действительного существования; закономерного социальноэкономического содержания и свободной формы ее сознательноволевого бытия в пространстве и во времени. Каждый элемент государства свободно осуществляет свою жизнедеятельность благодаря его соответствию как своей специфической, так и всеобщей закономерности и эволюционной цели социальной жизни. Работая на другие элементы государства, он сохраняет тем самым самого себя. И в этом взаимообмене специфическими видами общественной деятельности каждый государственный элемент находится в идеальном, духовном единстве с другими элементами и осуществляет свою жизнедеятельность как собственной силой, так и силой всего нравственноправового организма. Идея государства должна пропитать собой каждый свой орган и каждую функцию. Каждый его элемент должен быть специфической формой отражения и выражения всего государства, как социальной действительности национальной идеи культуры жизни.
Вот почему ни духовная, ни материальная, ни организационная формы культуры, а культура духа и жизни в целом, организованная в государство как различенноединую, социальную форму своего действительного существования, обеспечит выход из кризиса. И это общенародное дело станет эффективным только тогда, когда государство – субъектобъект кризиса и его преодоления выступит преобразующепреобразуемой тотальностью в виде практически действующего самосознания идеи культуры – живой объективной истины как социальной реальности, соответствующей законам и смыслу своего бытия.
Именно национальная идея культуры как высшая социальноэкономическая, нравственноправовая, общественногосударственная форма жизни народа в качестве идеала, частично воплощённого в социальную действительность, где мера его реализации пропорциональна мере здоровья государства, и должна стать субстанциальной основой, общенародным способом и универсальным творческим ресурсомсамоцелью антикризисной государственной политики, принципы которой мы рассмотрим в следующей публикации.
Продолжение следует
|
Культура
здоровой
жизни - 6, 2014 |
КЗЖ - 4, 2014 |
КЗЖ - 1, 2014 |
КЗЖ - 4, 2013 |
КЗЖ - 3, 2013 |
КЗЖ - 5, 2012 |
КЗЖ - 3, 2012 |
КЗЖ - 1, 2012 |
КЗЖ - 6, 2011 |
КЗЖ - 4, 2011 |
КЗЖ - 2, 2011 |
КЗЖ - 1, 2011 |
КЗЖ - 3, 2010 |
КЗЖ - 2, 2010 |
КЗЖ - 1, 2010 |
КЗЖ - 2, 2009 |
КЗЖ - 1, 2009 |
КЗЖ - 3, 2008 |
КЗЖ - 1, 2008 |
КЗЖ - 4, 2007 |
КЗЖ - 4, 2006 |
КЗЖ - 2, 2006 |
|
|