КЗЖ 2-2010

В.И. Мурашов

Историческая задача России – 
обретение эволюционно­национального смысла: от жизни «по понятиям» к понятию жизни
Особенность российского младенческого либерализма, снедаемого патологической страстью к собственности (так и хочется сказать, когда же ты наконец подавишься? В низости духа, а не в экономике – его  материальном проявлении, заключены все болезни России и мира), состоит в том, что он есть отрицание социализма (по своему, исторически неразвившемуся, понятию,  представляющему собой более конкретную форму  идеи свободы) без диалектического снятия, то есть преобразования и сохранения в себе последнего (однако, его материально­финансовую плоть и кровь элитные, креативные и прочие шкурники сняли). Поэтому, будучи особенным, эгоистически абстрактным моментом понятия свободы, либерализм (точнее представляющие и дискредитирующие его) вместо того, чтобы углубляться в совесть и восходить к нравственности – своей конкретной, субстанциальной всеобщности, проникает во все органы и функции социального организма, превращаясь в тотальность формальной свободы – лишь внешней границы свободы по «понятиям». 

       Дух человечества — эволюционная тяга планеты. От его состояния зависит качество мировых процессов.
      Ось современного мира — эгоцентризм духа, вокруг которого вращается технократическая цивилизация.
Масштаб и скорость ее материальной глобализации обратно пропорциональны происходящим в ней духовным процессам.
      Этот дисбаланс между телом и душой планетарного духа есть болезнь мира, вызов, брошенный эго-духом эволюции человечества, его земному и космическому назначению.
      Веление эволюции — овладеть человечеству абсолютным ресурсом жизни и создать новую ось социального
мира — культуру духа как творческое отражение божественности на земле.

Кризис и культура

Уважаемый читатель! Вторая часть работы «Кризис и культура» заканчивается следующими словами: «Чтобы понять природу абсолютного ресурса в виде государства, нам следует вначале рассмотреть интеллектуальную субстанцию культуры триединого духа — культуру мышления. Затем — культуру чувства. И наконец — культуру воли как культуру духа в его божественно-человеческой целостности».

Культура мышления

Жизнь есть мысль

Значение мысли в человеческой жизни носит абсолютный характер, так как последняя есть мышление в его различных состояниях и формах: бессознательных и сознательных, истинных и ложных, теоретических и практических (трудовых), художественных и религиозных. Будучи воплощением сверхчеловеческой мысли и результатом ее эволюции, человек силой мыслящего духа воспроизводит свою ин­теллектуально-чувственно-во­левую жизнь, созидает социальный мир как опредмеченное мышление, а также разрушает его, себя и природу. Мысль человека — составляющая беспредельного океана вселенской мысли — первообраза проявленной жизни.
Благодаря мысли дух в качестве природы, как своего бес­соз­нательно-разумного сущест­во­вания, является собственно духом, самосознанием — субстанциальной основой и соз­­­на­тельно-волевым способом­ общественного бытия. Так мысль в жизни человека, как духовно ­индивидуализированной, мыслящей формы природы, становится всем во всем, и в этом смысле мышление и человеческая жизнь — синонимы.
Если жизнь человека по своей сущности сводится к мышлению, по отношению к которому чувство и воля (труд) являются его видоизменениями, а сама жизнь, организованная в государство, процессом и продуктом мысли, труда, то, во-первых, мышление есть творческий центр и периферия человеческой жизни, во-вторых, ответственность мышления — вечного двигателя эволюции, перед самоосвобождающимся духом и одухотворяемой материей, обществом и природой, по существу, перед самим собой постоянно возрастает и, в-третьих, от качества или уровня культуры мышления и его чувственно-волевых форм всецело зависит качество индивидуальной и общественной жизни, включая состояние окружающей среды.
Вот почему не научно-тех­ни­чес­кие, финансово-экономичес­кие и природные ресурсы, а культура мышления, как сущность всех социальных явлений, есть универсальный ресурс антикризис­ной политики, творческая основа человеческого капи­тала, фундаментальной и прикладной науки, инновационных идей, повышения производительности труда, развития экономики, права и государства, укрепления здоровья человека, общества и природы.
Вот почему состояние культуры мышления власти и общества, особенно молодого поколения, должно стать первостепенной заботой государства, ибо как мыслим, так и живем.
Отвернувшееся от мысли в сторону базара, материально ориентированное, половинчатое сознание, погрязшее в повседневной суете и виртуальных формах рыночной экономики, не может до сих пор понять, что кризис в духе, в его неокультуренном, логически варварском способе мышления, неспособного уразуметь главное в особенности человеческой жизни, а именно: экономика есть материальная форма существования духа, поэтому нельзя решить вопрос Хлеба без решения основного вопроса — состояния духа народа как источника Хлеба.
Поразительно! Человека — творца мысли и властелина стихий, мыслью созидающего самого себя и социальный космос, не учат собственно человеческому — культуре мышления, а значит, и самой жизни, которую постоянно пытаются улучшить: перестроить, реформировать, модернизировать. Чем? В этом вопросе содержится и ответ на вопрос, почему ничего не доводится до конца?
Жизнь не улучшится до тех пор, пока качественно не изменится ее сущность — мышление, являющее себя в виде жизни. Без культуры мышления улучшить мыслящую жизнь нечем, поскольку жизнь есть мысль.
Но алчный дух субъектов рыночных отношений на этот счет другого мнения. Он направлен не на развитие культуры человека и хозяйственной деятельности, а на эксплуатацию человеческих и природных составляющих экономики, на максимальное извлечение прибыли как самоцели из всего, что движется и не движется, покупается и продается. Полусознательный дух рыночного государства, как социальной действительности рыночного духа, заинтересован в науках, способствующих лишь его материальному преуспеянию. Человеческий потенциал (капитал), интеллектуально-чувственно-во­левая сущность которого есть истина, красота и добро, усечен им до интеллектуальной составляющей — знания, конвертируемого в товар, до средства роста экономики, расцвета технократической цивилизации, сопровождаемого деградацией духовной культуры народа.

Ум без разума

В государстве нет главной науки о главном — науки духа, в частности, науки мышления и практики его расширенного воспроизводства, воспроизводящего, в свою очередь, в соответствии со своим качеством жизнь самого государства.
В образовательных учреждениях посредством мышления участников педагогического процесса изучаются различные предметы, осваиваются всевозможные профессии, однако сама мысль, как человеческое ВСЕ, за известным исключением, специально не изучается. Наука о мышлении, как самопревращающееся в логическую культуру мысли обыденное сознание, или естественная логика рассудка, ставшая философской логикой разума, не является обще­обязательным предметом. Лишь на философском и юридическом факультетах преподается логика. Но ведь мысль по своей природе носит всеобщий характер и логическая культура мышления должна быть достоянием всех. Таковы требования антикризисной государственной политики, вытекающие из разумалишенного состояния общества, самой эволюции жизни, цель которой — самопознание, превращение бытия в мысль — познанное и свободное бытие. Человек без культуры мышления — это ум без разума.
Нужно ли всем изучать науку мышления как самовозведение мысли в логическую культуру? Разве ученые, изобретатели, мудрые политики, да и просто разумные люди — все они специалисты в области логики? Разве нельзя логически мыслить, не зная законов мышления? Чудес не бывает. Культура мысли — всеобщая основа всех видов культуры в процессе жизни становится бессознательной, о чем свидетельствуют выдающиеся дела в теоретической, предметно-практической, организационной, художественной и других областях человеческой деятельности. Чем это объяснить? Бессмертным опытом бессмертного духа, восходящего по спирали эволюции в своих смертных телах. Все дело в собственном опыте разумно-целостного мышления. И наоборот, можно нафаршировать свои мозги логическими категориями и даже преподавать логику, а в жизни быть «философским идиотом», поскольку заученное знание логики без понимания и применения его на практике — абстракция духа, замкнутая в сфере памяти.
Прежде чем ответить на вопрос, нужно ли всем изучать логику как мышление о мышлении, следует выяснить, о какой логике идет речь? Если о логике рассудка, т.е. такого способа мышления, который еще недоразвился до своей логически завершенной формы — разума, то зачем духу народа, государству самоусеченный ум? Такому уму, как показывает современная жизнь, не пойдут впрок ни природные богатства страны, ни оставленное предками духовное наследие. И «умную экономику» ему нечем создать, так как в таком уме нет разума.
Философ, преодолевший логику рассудка и давший человечеству логику разума, сказал: «Изу­чение этой науки, длительное пребывание и работа в этом царстве теней есть абсолютная культура и дисциплина сознания»1.

Прагматизм истины

Нужно ли народу изучать логику, предметом которой является истина — саморождающийся в стихии мышления смысл мысли и бытия и их единства — знания?
Именно к знанию как всеобщему товару — деньгам духа жадно устремлен глобальный капитализм, рассматривая его в виде средства обогащения, материального благосостояния, не ведая при этом или поверхностно представляя себе всеобщий способ добычи истинного знания.
С позиции подлинного прагматизма, коренящегося не в саморазорванном рассудке «эффективных собственников», а в целостном разуме, логическая культура мышления как «абсолютная культура и дисциплина сознания», постигающего истину, имеет первостепенное практическое значение для выхода России из кризиса и ее развития.
Пора наконец приступить к реформации духа — основного орудия социальной модернизации, изменить способ мышления, расширить сознание и усмотреть за материальными, конечными ресурсами сырьевой экономики духовный, бесконечный ресурс. Этим ресурсом-самоцелью является истина не в виде абстрактной категории модной философской позы, а как идеально-реальная основа и такого же свойства способ человеческого бытия, т.е. истина самой жизни, или истинная жизнь, обладающая абсолютной ценностью. «Истина, — сказал философ, — есть великое слово и еще более великий предмет. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь».
В чем же заключается науч­но-­технический, социально-­эко­но­­мический, государственно-пра­­­вовой — словом, жизненный прагматизм истины как антипод тотального кризиса, всеобщий ин­­теллектуально-волевой ре­сурс развития России в соответствии с ее на­ционально-историчес­кой исти­ной? Вот, обостренный кризисом, главный вопрос, стоящий перед духом нации. Для истинного ответа на него необходимо истинное понимание истины, по отношению к которой все материальное богатство мира — хлам.
Но рыночный дух с интеллек­туально-нравственной недостаточностью, чей бог не Истина, а золотой Телец, не придает серьезного значения этому вопросу. Он перед ним и не стоит. В отличие от газа, нефти, высоких технологий, истина для него, равно как и наука истины, химера. И это не случайно. Для понимания практической, государственной значимости истины как абсолютного ресурса нации, наивысшей ценности и самоцели жизни, необходимо сознание, способное порождать и видеть сверхчувственную реальность явления в качестве его умозрительной сущности и в их единстве. Вот почему сегодня истина — не формат для рыночно деградированного духа, лишен­ного, а с введением ЕГЭ — навсегда, логической культуры мышления — духовного способа понимания и производства истины. Да и свет ее невыносим для него. Он комфортно себя чувствует в сумерках логики глобального базара.
Чтобы понять абсолютный прагматизм истины и всеобщего способа её производства — философской или логической культуры мышления, нужно отыскать в самой человеческой жизни ее абсолютное условие, вне которого бескризисная, здоровая жизнь принципиально невозможна. Этим условием является сознательно осуществляющаяся закономерность жизни. Ее мысленная, идеально-реальная форма — знание. Его существенное содержание — истина человеческого бытия как его адекватно познанная закономерность. Недостаток истины или ее полное отсутствие есть кризис, духовно-материальный распад и самоуничтожение сознательно-волевой формы жизни.
Главное — не отделять истину от жизни, как это делает в теории и на практике однобоко мыслящий и действующий дух, а понимать ее как постигнутую закономерность самой жизни во всей ее эволюционно возможной полноте, во всех ее духовных, материальных и организационных составляющих, которые сохраняют свое бытие и назначение лишь благодаря своей истинности, вырабатываемой культурой мышления.
Если мысль без истины — корня жизни и культуры ее производства, то какова жизнь? Государство, народ которого будет обладать культурой мышления — универсальным способом постижения истины любого предмета природы и духа, творческой основой всех наук и социальной практики, станет духовно и материально самым могущественным государством в мире.

Воля к истине

Цена истины есть цена жизни, так как истина — это сама жизнь, соответствующая своей самосознательной сущности. Для сохранения и развития жизни народа, его культуры и цивилизации ценно лишь то, что истинно: истинное мышление, вырабатывающее смысл жизни и познающее ее закономерность; истинный труд, созидающий разумную, подлинно свободную экономику, основанную на наукоемком и нравственно-правовом труде, истинной структуре собственности, теоретическом (политэкономия) и практическом (право и государство) самосознании, до которого рыночная, полусознательная экономика не поднимается, национальной самостоятельности и понимании лжепрагматизма своего сырьевого, монетаристс­кого, финансово-спекулятивного харак­тера, расширенном воспроизводстве духовно и материально развитого, свободного от эксплуатации, высокопроизводительного труда всего трудоспособного населения страны, воспроизводящего адекватную себе экономику.
И наоборот, например, природный или социальный организм без своей истины — самосознательного разума — болен и обречен. Воля без истины в качестве свободы — произвол. Право без свободы — неправда. Собственность, основанная на юридическом законе, не содержащем право, по своей сущности — неправомерное отношение, которое государство не может сделать правовым. Семья без нравственной любви, искусство без красоты, наука без истинного знания, религиозность без духовности, органы и функции государства, все ноумены и феномены человеческого духа без своей истины, сам кризис — ложь жизни.
Лжива и экономика социальной идеи, основанной на эгоизме человеческого духа, обособленного от своей живоначальной субстанции. Концентрированным­ выражением ее жизнеразрушающей лживости стало удвоение российских миллиардеров во время кризиса, сопровождаемого безработицей, усилившейся нищетой, страданием, болезнью и преждевременной смертностью людей, обворованных с помощью рыночной экономики, формальной свободы, демократии и такой же справедливости.
Кризис современной цивилизации с необузданным животным инстинктом и грубо мате­риалистическим, разорванно-ос­ко­­­лочным мировоззрением — в ее отклонении от истины жизни. Между тем жизнеспособно и социально допустимо лишь то, что истинно, что ведет к полноте жизни каждого и всех.
Вот почему уровень развития государства пропорционален мере содержащейся в нем истины, практически действующим самосознанием которой должна быть государственная власть — носитель культуры мышления и воли.
Вот почему ни духовный потенциал и природные богатст­ва страны, ни состояние науки и технологий, ни ВВП и другие социально-экономические, госу­дарственно-правовые, художест­венные и религиозные показатели жизни народа, а истинность всех социальных явлений, организованных в истинное государство, есть интегральный показатель его социального здоровья.
Вот почему власть и общество должны обладать способностью видеть двойной, идеально-реальный состав жизни и производить не просто вал определенной продукции, социальных феноменов, но и неотторжимые от них внутренние смыслы, соответствующие эволюционному смыслу жизни народа.
Вот почему антикризисная политика, как разум и воля государства, должна быть смысло­ориентированной, направленной на созидание полноты духовно-материальной жизни как единства социальных явлений, адекватных своей истине, следовательно, и преобразуемых (реформируемых, модернизируемых) в соответствии с ней.
Вот почему лишь истина жизни в форме государства есть действительная основа и свободный способ духовно-нравственной и здоровой жизни народа.
Вот почему государственная стратегия развития России должна основываться на законах эволюции жизни — высшей истине.
Вот почему государственная воля к истине есть истинное начало выхода из кризиса, необходимое условие развития государства на основе его знаемой истины.

Истина духа как творца истины

Что есть дух как создатель бессознательной и самосознательной истины и в чем заключается истина самого духа? С точки зрения обычного, рассудочного сознания дух — это самодостаточная противоположность материи и наоборот. С позиции целостного способа (логической культуры) мышления дух и материя сами по себе не существуют и в действительности представляют собой различные состояния вечной и беспредельной духоматерии. Без материи в ее бесконечной градации дух, равно как и материя без пульсирующей в ней жизни-энергии-духа, мысленная абстракция. Обе противоположности друг без друга — это материя, и дух вне самих себя — ничто. Освободиться друг от друга означало бы выпрыгнуть из самих себя — самоуничтожение. Но и это невозможно, так как духоматерия не только нерасторжима, но и неуничтожима.
Истина материи состоит в том, что материя есть она сама, с присущими ей, как таковой, свойствами и законами, ее диалектическая противоположность — бессознательная энергия-дух и их различенное единство — кон­кретно-всеобщее понятие материи.
Истина духа заключается в том, что он есть определенным образом организованная энергия-материя в ее наивысшем, огненном состоянии, бессознательно отражающаяся в самой себе (дви­жение-вихрь) и сознательно-волевым образом отражающее свое спонтанное отражение — сознательно самоопределяющаяся деятельность индивидуализированной, мыслящей материи как раскрывшее себя триединство: материя — реальное, ее двойная саморефлексия — идеальное и их конкретное единство — реально-идеальное или идеализованная реальность — дух в его понятии.
Какой бы разряженной и утонченной ни была материя, какую бы форму она ни принимала, без самосознания она не является духом как таковым, а остается материей, стихийным духом, организованным в природу, наивысшее качество которой — инстинкт, или дух в виде природы и ее животной души.
Собственно дух или «я», мысль, знание о самом себе, по отношению к своей противоположности — собственно материи есть как одна сторона отношения (сфера рассудка, выше которой не поднимается обыденное сознание), так и все отношение в целом (сфера разума, принцип истины и свободы, а также логической культуры мышления).
Вот почему нефилософское сознание неспособно постигнуть понятие духа, равно как и понятие понятия, т.е. логическую истину, а также такие бесконечные понятия, как мысль, идея, свобода, собственность, государство и др.
Вот почему без логической культуры мышления государст­венная политика не является практически действующей истиной развития общества.
Вот почему власть не учитывает в своей деятельности направление эволюции планетарной жизни внутри и благодаря которой существует человеческая жизнь в ее национально- государственной дифференциации.
Спрашивается, на каком очередном «новом мы΄шлении» техноэкономическое сознание и по­литтехнологическая суета будут осуществлять модернизацию страны? Для выхода России из кризиса, ее системно-целост­но­го, ду­ховно-материального и организационного развития, прорыва к всеначальному источнику человеческого бытия и овладения ло­гико-энергетической природой­ мысли одних «селиконовых» мозгов недостаточно. Нужны еще и философские, логически культурные мозги — фундаментальная основа человеческого (национального) капитала, нуждающиеся для своего развития в осознании властью и обществом их практической значимости, в востребованности и государственном финансировании.
Истина духа в качестве мыслящей материи состоит в вечном движении — основное свойство всех составляющих духоматерии и ее беспредельных комбинаций. Как бесконечно самоопределяющаяся сознательно-воле­вая деятельность, порождающая себя и из самой себя — природный и социальный мир — свое пространственно-временное самопревращение, дух есть динамическое единство
— соотношения с самим собой, «я» = «я», самосознание;
— выхождения из равенства самому себе, самообособление;
— возвращения из своего осо­бенного определения к своему­ началу, саморазвернутому в сис­тему внутренних и внешних определений — всеобщее понятие (структура) духа и форм его бытия, постигаемое понятийным мышлением.
Из бессознательно-сознатель­ной, реально-идеальной природы духа, назначение которого — превращение себя в истину и свободу, выведем ряд принципиальных положений, необходимых для понимания культуры мышления.
Познать истину духа, а значит, и всяческую истину можно лишь истинным духом, т.е. с помощью такого способа мышления, логическая структура которого есть онтологическая структура самого духа — материально-идеаль­ного корня культуры мышления.
Дух, как таковой, есть и материя, но не всякая материя является собственно духом.
Единый дух, оставаясь таковым, превращает себя в природу и выходит из нее в образе человеческого духа, эволюционная цель которого через самопознание и самоосвобождение возвратиться к своему исходному началу, обогащенному опытом эволюции, и стать тем самым сверхчеловеческим духом.
Превращение несамосознательного духа в человеческий — это процесс и результат многообразных форм инволюции и эволюции едино-множественного духа, а не труда, т.е. того же мышления в его предметно-практическом проявлении — творческой основе расширенного воспроизводства различных видов самосознательного духа, в том числе и трудовой деятельности человека.
С точки зрения конкретной, ма­териально-идеальной природы духа мышление носит мыслеэнергетический характер, т.е. является знанием, неразрывным со своим энергоносителем — световой материей — фундаментальный принцип истинной философии, энергодухоматериалистического мировоззрения, ло­гико-психо­энергетического способа мышления, новой культуры и цивилизации.
Насущная необходимость соз­нательно-волевого единения человеческого духа с иерархичес­ки-единым духом как планетар­но-кос­мическим самосознанием, творческим субъектом-объектом эволюции.
Осознание государственной властью истинной природы духа народа, как национальной формы сверхчеловеческого духа (абсолютного ресурса-самоцели)1 в виде творческой субстанции, саморазвернутой в государст­венный организм — всеобщий предмет деятельности власти, по отношению к которому последняя должна стать его практически действующим разумом, основан­ным на культуре мышления, вытекающего из реально-идеальной природы единого духа и объективной логики созданного им мира.
Истина всегда есть истина духа. И даже тогда, когда мы говорим об истине какого-либо явления природы, речь все же идет о духе как о соответствующем творении творчества творца. И это потому, что все создано духом, кроме его стихийной основы — несотворенной, вечной и неотъемлемой от него огненной материи — субстанции всех мировых энергий, созидающим мышлением которой творческий дух является. Эту свою едино-различенную, а именно стихийную и осоз­нательно-воле­вую при­роду дух призван вечно познавать и ею овладевать, становясь тем самым живой истиной и свободой в их бесконечном развитии.
Исходя из вышеизложенного понятия (истины) духа, истина как процесс и результат его интеллектуально-волевой деятельности, абсолютная основа человеческой жизни, должна быть постигнута в ее реаль­но-идеаль­ный целостности, в единстве ее энергетической и логической при­­роды.
Абсолютным принципом всяческого мышления является «я» — органическое единство мыслящего, мыслимого и мысли, которое нам и предстоит рассмотреть в следующей публикации.

Культура
здоровой
жизни - 6, 2014
КЗЖ - 4, 2014
КЗЖ - 1, 2014
КЗЖ - 4, 2013
КЗЖ - 3, 2013
КЗЖ - 5, 2012
КЗЖ - 3, 2012
КЗЖ - 1, 2012
КЗЖ - 6, 2011
КЗЖ - 4, 2011
КЗЖ - 2, 2011
КЗЖ - 1, 2011
КЗЖ - 3, 2010
КЗЖ - 2, 2010
КЗЖ - 1, 2010
КЗЖ - 2, 2009
КЗЖ - 1, 2009
КЗЖ - 3, 2008
КЗЖ - 1, 2008
КЗЖ - 4, 2007
КЗЖ - 4, 2006
КЗЖ - 2, 2006