КЗЖ 4-2007

В.И. Мурашов

Историческая задача России – 
обретение эволюционно­национального смысла: от жизни «по понятиям» к понятию жизни
Особенность российского младенческого либерализма, снедаемого патологической страстью к собственности (так и хочется сказать, когда же ты наконец подавишься? В низости духа, а не в экономике – его  материальном проявлении, заключены все болезни России и мира), состоит в том, что он есть отрицание социализма (по своему, исторически неразвившемуся, понятию,  представляющему собой более конкретную форму  идеи свободы) без диалектического снятия, то есть преобразования и сохранения в себе последнего (однако, его материально­финансовую плоть и кровь элитные, креативные и прочие шкурники сняли). Поэтому, будучи особенным, эгоистически абстрактным моментом понятия свободы, либерализм (точнее представляющие и дискредитирующие его) вместо того, чтобы углубляться в совесть и восходить к нравственности – своей конкретной, субстанциальной всеобщности, проникает во все органы и функции социального организма, превращаясь в тотальность формальной свободы – лишь внешней границы свободы по «понятиям». 

       Дух человечества — эволюционная тяга планеты. От его состояния зависит качество мировых процессов.
      Ось современного мира — эгоцентризм духа, вокруг которого вращается технократическая цивилизация.
Масштаб и скорость ее материальной глобализации обратно пропорциональны происходящим в ней духовным процессам.
      Этот дисбаланс между телом и душой планетарного духа есть болезнь мира, вызов, брошенный эго-духом эволюции человечества, его земному и космическому назначению.
      Веление эволюции — овладеть человечеству абсолютным ресурсом жизни и создать новую ось социального
мира — культуру духа как творческое отражение божественности на земле.

 

За­чем поз­на­вать и со­вер­шен­ство­вать дух?

У ми­ро­во­го ду­ха нет дру­гой це­ли, кро­ме сам­оот­кро­ве­ния – со­зи­да­ния са­мо­го се­бя и ми­ра: при­ро­ды и че­ло­ве­ка как веч­но­го твор­че­ства и тво­ре­ния.
Сам­опоз­на­ние, овла­де­ние со­бой, ра­скры­тие в про­цес­се вне­зем­но­го бы­тия и ис­то­ри­че­ско­го ра­зви­тия че­рез куль­ту­ру и ци­ви­ли­за­цию свое­го бес­ко­неч­но­го по­тен­циа­ла – эво­лю­ци­он­ное наз­на­че­ние че­ло­ве­че­ско­го ду­ха.
Его вы­сшая цель – куль­ту­ра – смысл че­ло­ве­че­ской жиз­ни, фор­му­ла ее ма­те­риально-ду­хов­ной и со­циаль­но-кос­ми­че­ской пол­но­ты.
Од­на­ко дух со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции вме­сто об­ре­те­ния свое­го смы­сла впал в бе­зу­мие ве­ще­ствен­но­го по­тре­бле­ния, не­у­ем­но­го же­ла­ния плот­ских удо­воль­ствий, рас­хи­ще­ния и ис­то­ще­ния при­род­ных ре­сур­сов.
По­жи­рае­мый чув­ствен­но­стью, необре­ме­нен­ный куль­ту­рой, сво­бод­ный от са­мой сво­бо­ды дух – вот «ге­рой» на­ше­го вре­ме­ни.

Куль­ту­ра ду­ха. Ры­нок. Го­су­дар­ство

В со­вре­мен­ных усло­виях рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти, ког­да дух рын­ка стре­мит­ся к то­таль­ной эк­спан­сии, а дух го­су­дар­ства, об­ес­си­лен­ный без­ду­хов­но­стью, пы­та­ет­ся взнуз­дать взбе­сив­шую­ся от алч­но­сти и ли­бе­ра­лиз­ма свою эко­но­ми­че­скую функ­цию, необхо­ди­ма мо­би­ли­за­ция третьей си­лы, ко­то­рая мо­гла бы удер­жать ры­нок в гра­ни­цах под­лин­ной сво­бо­ды, а го­су­дар­ство, как пра­во­вой спо­соб су­ще­ство­ва­ния рын­ка, при­ве­сти в со­от­вет­ствие со своим по­ня­ти­ем.
Этой си­лой яв­ля­ет­ся куль­ту­ра ду­ха на­ро­да, спо­соб­ная пре­сечь про­ни­кно­ве­ние ры­ноч­ных от­но­ше­ний в сфе­ры жиз­ни, вход в ко­то­рые за­пре­щен ее смы­слом, и убе­речь от со­блаз­на на­пра­вить уси­лия на­ции не на эво­лю­ци­он­ное ра­зви­тие че­ло­ве­ка, а на соз­да­ние оче­ред­ной им­пе­рии.
Но­си­те­лям ры­ноч­ной и им­пер­ской идео­ло­гий сле­до­ва­ло бы усвоить наз­на­че­ние и ме­сто их то­таль­но­-ори­ен­ти­ро­ван­ных идей на шка­ле че­ло­ве­че­ской жиз­ни. Ры­нок и го­су­дар­ство – со­циаль­ные фе­но­ме­ны ду­ха на­ро­да, по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му они вы­сту­па­ют не само­це­лью, а ее сред­ства­ми, де­мон­стри­рую­щи­ми ка­че­ство по­рож­даю­щей их суб­стан­ции.
На­до по­спе­шить с ос­оз­на­ни­ем при­ро­ды и жиз­нен­ной цен­но­сти куль­ту­ры ду­ха – сущ­но­сти всех ви­дов куль­ту­ры, об­ра­зую­щих ду­хов­но, ма­те­риально и ор­га­ни­за­цион­но здо­ро­вое го­су­дар­ство как един­ство его ду­ши и те­ла. Вне куль­ту­ры ду­ха че­ло­ве­че­ская жизнь боль­на, а ее со­циаль­ные фор­мы, в част­но­сти ры­нок и го­су­дар­ство, под­ле­жат нрав­ствен­но-пра­во­вой де­гра­да­ции, ма­те­риаль­но­му и ор­га­ни­за­цион­но­му рас­па­ду.
Имен­но по­э­то­му куль­ту­ра ду­ха – это и праг­ма­тизм ин­ди­ви­ду­аль­ной и об­ще­ствен­ной жиз­ни. И нет ни­че­го бо­лее прак­тич­но­го, чем куль­ту­ра в ее мно­го­об­раз­ном про­явле­нии.
Имен­но по­э­то­му необхо­ди­мо мо­би­ли­зо­вать все при­род­ные и че­ло­ве­че­ские ре­сур­сы на­ции, вклю­чая ры­нок и го­су­дар­ство, на по­вы­ше­ние уров­ня куль­ту­ры ду­ха на­ро­да, ко­то­рая, в от­ли­чие от  так на­зы­вае­мо­го че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла – ин­тел­лек­ту­аль­но­го ак­ти­ва тех­но­кра­ти­че­ской ци­ви­ли­за­ции, пред­ста­вля­ет со­бой един­ство куль­ту­ры мы­шле­ния, чув­ства, во­ли и те­ла – твор­че­ский ис­точ­ник ду­хов­но-нрав­ствен­ной и здо­ро­вой жиз­ни.
Имен­но куль­ту­ра тео­ре­ти­че­ско­го, ху­до­же­ствен­но­го и пред­мет­но-прак­ти­че­ско­го ду­ха в ви­де со­во­куп­но­го про­дук­та свое­го твор­че­ства – ис­тин­но­го зна­ния, мо­ра­ли, пра­ва, нрав­ствен­но­сти, кра­со­ты и ду­хов­но­сти, всех об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, ор­га­ни­зо­ван­ных в се­мью, граж­дан­ское об­ще­ство и го­су­дар­ство, а не дух сам по се­бе и не го­су­дар­ство, ли­шен­ное его интеллектульно-чувственно-волевой куль­ту­ры, ста­нет ин­те­граль­ным сред­ством про­ры­ва в бу­ду­щее.
Но что­бы это по­нять, нуж­но хо­тя бы на вре­мя изъять свое соз­на­ние из су­еты пов­се­днев­но­сти и уви­деть за мно­го­чи­слен­ны­ми яв­ле­ния­ми жиз­ни, в том чи­сле и оче­ред­ным идо­лом – на­но­тех­но­ло­гия­ми, их умо­по­сти­га­е­мый ис­точ­ник – мы­сля­щий, чув­ствую­щий и прак­ти­че­ски дей­ствую­щий дух, уровень развития которого прямо пропорционален качеству жизни народа.
Вот по­че­му фор­ми­ро­ва­ние куль­ту­ры ду­ха дол­жно стать глав­ным де­лом каж­до­го и всех, ибо дух, а не ры­нок и го­су­дар­ство – спо­со­бы его дей­стви­тель­но­го су­ще­ство­ва­ния есть тво­рец, твор­че­ство и тво­ре­ние, ко­то­рое не мо­жет быть вы­ше свое­го твор­ца.
Вот по­че­му, «по­ка не пре­об­ра­зит­ся че­ло­век, мир оста­нет­ся преж­ним… Мир Но­вый тре­бу­ет но­во­го че­ло­ве­ка и об­но­влен­но­го соз­на­ния при за­ме­не лич­но­го на­ча­ла на­ча­лом об­ще­ствен­ным» (из древ­ней му­дро­сти).
Вот по­че­му в ко­неч­ном сче­те поб­едит не ры­ноч­ная и не им­пер­ская идео­ло­гия, а эво­лю­ци­он­ная идея куль­ту­ры ду­ха, ко­то­рая че­рез об­ще­ствен­ный труд во­пло­тит­ся в нрав­ствен­но-пра­во­вое го­су­дар­ство с аде­кват­ным рын­ком и со­ответ­ствую­щи­ми  сред­ства­ми на­цио­наль­ной бе­зо­пас­но­сти.

Как поз­нать и об­ре­сти куль­ту­ру ду­ха?

Дать ис­тин­ный от­вет на этот во­прос и по­нять его мож­но лишь с по­мо­щью са­мой куль­ту­ры ду­ха. А если ее нет? Дух вы­ра­ба­ты­ва­ет свою куль­ту­ру в про­цес­се само­поз­на­ния. Зна­ние ду­ха о са­мом се­бе, его по­ня­тие, раз­ви­ваю­ще­еся в мы­сля­щую се­бя идею, объе­ди­ня­ет субъект, объект, спо­соб и ре­зуль­тат поз­на­ния и пред­ста­вля­ет со­бой тео­ре­ти­че­ское са­мос­оз­на­ние при­ро­ды ду­ха, его куль­ту­ру мы­шле­ния.
Раз­вер­ну­тым от­ве­том на по­ста­влен­ный во­прос яв­ля­ет­ся фи­ло­со­фия ис­то­рии – ло­ги­че­ская фор­ма вы­ра­же­ния прак­ти­че­ски дей­ствую­ще­го ду­ха, со­зи­даю­ще­го в тран­сфи­зи­че­ском и про­стран­ствен­но-вре­мен­ном ми­ре куль­ту­ру и ци­ви­ли­за­цию.
Глав­ное – это по­сти­же­ние по­ня­тия ду­ха – аль­фы и оме­ги че­ло­ве­че­ской жиз­ни. В нем ис­ти­на, куль­ту­ра и пол­но­та ин­ди­ви­ду­аль­но­го и об­ще­ствен­но­го бы­тия. А что­бы не об­ес­си­леть в пу­ти, бу­дем пом­нить, что, поз­на­вая дух, мы поз­на­ем на­и­выс­шее – Бо­га в се­бе и вне нас, ко­то­рый жи­вет не толь­ко в на­шем ра­зу­ме, но и в на­шем серд­це, и в на­шей во­ле. Так трие­ди­ным ду­хом, как об­ра­зом и по­до­би­ем Божьим, одо­ле­ем до­ро­гу, ве­ду­щую к поз­на­нию и об­ре­те­нию куль­ту­ры ду­ха – нет­лен­но­го бо­гат­ства че­ло­ве­ка и об­ще­ства, ос­но­вы здо­ро­вья на­ции, уни­вер­саль­но­го ору­дия пре­об­ра­же­ния жиз­ни на­ро­да.

По­ня­тие ду­ха.

1. Дух как про­стран­ствен­ная сти­хия

Что есть дух? В своих раз­лич­ных со­стоя­ниях, фор­мах и вне фор­мы – все во всем. Как же мо­жет быть дух всем во всем, если на­ря­ду с ним су­ще­ству­ет ма­те­рия? С точ­ки зре­ния фи­ло­соф­ско­го, ло­ги­че­ски це­ло­стно­го спо­со­ба мы­шле­ния, отра­жаю­ще­го це­ло­стную при­ро­ду пред­ме­та в его раз­ли­чен­ном един­стве, – мо­жет. Ведь дух, как про­стран­ствен­ная сти­хия, и есть ма­те­рия в ка­че­стве энер­гии на од­ном ее по­лю­се и ве­ще­ства, обла­даю­ще­го тя­же­стью и дру­ги­ми свой­ства­ми фи­зи­че­ско­го те­ла, – на дру­гом по­лю­се. Рав­но как и ма­те­рия есть дух в его ве­ще­ствен­ном со­стоя­нии и в ви­де дви­же­ния.
В дей­стви­тель­но­сти нет чи­сто­го ду­ха вне ма­те­рии и на­о­бо­рот. Дух как сти­хия есть жизнь ма­те­рии. По­след­няя – спо­соб, фор­ма жиз­ни. По­э­то­му в бе­спре­дель­но­сти су­ще­ству­ет лишь един­ствен­ная ре­аль­ность – Жизнь как аб­со­лют­ный син­тез ин­тра­кос­ми­че­ских и ми­ро­вых энер­гий, аб­стракт­ное и кон­крет­ное Все – веч­ное и бес­ко­неч­ное про­стран­ство ду­ха-ма­те­рии или ма­те­рии-ду­ха в его не­про­явлен­но­сти и про­явле­нии, пас­сив­но­сти и ак­тив­но­сти, од­но­род­но­сти и раз­ли­чен­но­сти, твор­че­ской суб­стан­ции и ее тво­ре­ния.
Дей­стви­тель­ная энер­гия ду­ха есть един­ство дви­же­ния и ма­те­рии. Дви­же­ние вне со­от­вет­ствую­щей ма­те­рии и ма­те­рия без дви­же­ния – мы­слен­ные аб­страк­ции. Да­же в со­стоя­нии ми­ро­вой пас­сив­но­сти, ког­да все твор­че­ские си­лы па­ра­ли­зо­ва­ны, дви­же­ние в ка­че­стве ла­тент­ной бес­соз­на­тель­ной жиз­ни не­пре­рыв­но под­дер­жи­ва­ет ма­те­рию. С на­сту­пле­ни­ем ми­ро­вой ак­тив­но­сти оба по­лю­са энер­гии-про­стран­ства в ре­зуль­та­те раз­но­сти по­тен­циа­лов вхо­дят в твор­че­ское взаи­мо­дей­ствие и об­ра­зуют си­сте­мы ми­ров.
Дви­же­ние и ма­те­рия не­раз­рыв­ны. Ре­аль­ная энер­гия есть дви­жу­щая­ся ма­те­рия, пуль­си­рую­щий атом. Эл­емен­тар­ная фор­ма дви­же­ния еди­ни­цы энер­гии – вихрь – все­об­щий спо­соб бы­тия сти­хий­но­го ду­ха как ге­не­ти­че­ски од­но­род­но­го, бе­спре­дель­но­го и не­пре­рыв­но­го по­то­ка жиз­ни, сам­оиз­ме­няю­ще­го свое со­стоя­ние во мно­же­ствен­ное Все­един­ство.
Все со­стоя­ния и фор­мы сти­хий­но­го ду­ха сво­дят­ся к сво­е­му  не­унич­то­жи­мо­му ос­но­ва­нию – про­стран­ствен­но­му огню,  по­рож­даю­ще­му из се­бя на­ча­ла всех ми­ров и мно­го­чи­слен­ные фор­мы их бес­соз­на­тель­ной и са­мос­оз­на­тель­ной жиз­ни от ато­ма до че­ло­ве­ка, кос­мо­са и все­лен­ско­го ра­зу­ма.
Обыч­ное со­стоя­ние огня-про­стран­ства – свет, ко­то­рый спо­со­бен к кри­стал­ли­за­ции и сам­опре­вра­ще­нию в ма­те­рию, а так­же к тран­сму­та­ции свое­го ве­ще­ствен­но-плот­но­го со­стоя­ния в огнен­ную суб­стан­цию, раз­вер­ты­ваю­щую се­бя в ду­хо­ма­те­риаль­ную шка­лу своих про­стран­ствен­ных диф­фе­рен­ци­аций от сти­хий­но­го ду­ха до фи­зи­че­ской ма­те­рии.
 Дух-огонь, как ос­но­ва са­мой се­бя, по­ро­ди­тель все­го су­ще­го и но­си­тель по­рож­ден­но­го, пред­ста­вля­ет со­бой раз­ли­чен­ное един­ство элек­три­че­ства, маг­не­тиз­ма и из­лу­че­ния, обла­даю­ще­го элек­тро­маг­нит­ной при­ро­дой.
Дух-элек­три­че­ство – ак­тив­ное на­ча­ло, вы­сту­паю­щее в ка­че­стве ви­бра­цион­но­го им­пуль­са, по­рож­да­ет мас­су ма­те­рии. Все фи­зи­че­ские яв­ле­ния име­ют элек­три­че­ское про­ис­хож­де­ние. Отвер­де­ние ма­те­рии – по­вы­шен­ная элек­трон­ная ак­тив­ность. Кри­стал­ли­зо­ван­ная энер­гия – ре­зуль­тат пре­о­бла­да­ния ее не­га­тив­но­го по­лю­са над по­зи­тив­ным – есть соб­ствен­но ма­те­рия.
Дух-маг­не­тизм – пас­сив­ная мо­ди­фи­ка­ция энер­гии вне элек­три­че­ства не су­ще­ству­ет. Все фе­но­ме­ны сти­хий­но­го ду­ха элек­тро­маг­нит­ны.
Дух-из­лу­че­ние – его ак­ту­аль­но трие­ди­ная ре­аль­ность, со­дер­жа­щая в себе элек­три­че­ство и маг­не­тизм в ка­че­стве своих не­са­мо­стоя­тель­ных мо­мен­тов.
Трие­дин­ство вза­имо­об­усло­влен­ных ас­пек­тов энер­гии-про­стран­ства по­тен­циаль­но и ак­ту­аль­но про­ни­зы­ва­ет со­бой каж­дую ее со­ста­вляю­щую и об­ра­зу­ет це­ло­стное, кон­крет­но-все­об­щее по­ня­тие сти­хий­но­го ду­ха. Каж­дый из его ас­пек­тов со­дер­жит в се­бе два дру­гих, от­ли­чен от них в сво­ем про­явле­нии и тож­де­ствен с ни­ми в сво­ей сущ­но­сти.
Кос­ми­че­ская энер­гия, как ми­ро­вой ин­те­грал Бы­тия, есть в та­кой же ме­ре и пер­во­ма­те­рия – твор­че­ская суб­стан­ция кон­крет­но-эм­пи­ри­че­ской ма­те­рии, как и при­род­ный дух – сти­хий­ная ос­но­ва соб­ствен­но ду­ха – про­дук­та эво­лю­ции и куль­ту­ры. По­э­то­му в дей­стви­тель­но­сти еди­ная, без­на­чаль­ная, веч­ная и бе­спре­дель­ная энер­гия или, что то же сам­ое, ду­х-ма­те­рия су­ще­ству­ет как жизнь, про­стран­ство, про­дол­жи­тель­ность, ма­те­рия, свет, звук, дви­же­ние, ин­фор­ма­ция, от ко­то­рой мы здесь аб­стра­ги­ру­ем­ся. Все это – свой­ства сти­хий­но­го ду­ха-энер­гии.
В ка­че­стве пер­во­сти­хии дух и энер­гия – си­но­ни­мы. Ма­те­рия и энер­гия вза­имо­об­ра­ти­мы: Е=mc2, ибо их ре­аль­ное един­ство – энер­гия по сво­ей при­ро­де ду­хо­ма­те­риаль­на. Дух – энер­го­ма­те­риа­лен, а ма­те­рия – энер­го­ду­хов­на. Един­ство со­ста­вляю­щих фор­му­лы ду­ха как про­стран­ствен­ной сти­хии яв­ля­ет­ся фун­да­мен­таль­ным прин­ци­пом фи­ло­со­фии энер­го­ду­хо­ма­те­риа­лиз­ма – ми­ро­воз­зрен­че­ской ос­но­вы куль­ту­ры ду­ха.
По­ня­тие сти­хий­но­го ду­ха-ма­те­рии или, что то же сам­ое, ма­те­рии-све­та, энер­гии-огня есть как од­на сто­ро­на от­но­ше­ния, так и все от­но­ше­ние в це­лом. Его ло­ги­че­ская струк­ту­ра пред­ста­вля­ет со­бой дух (аб­стракт­но-все­о­б­щее), его дру­гое – ма­те­рия (осо­бен­ное) и их ди­а­лек­ти­че­ское един­ство (кон­крет­но-все­об­щее, или сам­оопре­де­ляю­ще­еся еди­нич­ное, как зам­кну­тый на се­бя про­цесс воз­ни­кно­ве­ния и раз­ре­ше­ния про­ти­во­ре­чия меж­ду по­ляр­но­стя­ми ­про­стран­ствен­но­го огня).
Так с по­зи­ции ло­ги­че­ски це­ло­стно­го мы­шле­ния по­ня­тие ду­ха со­дер­жит в се­бе свою про­ти­во­по­лож­ность – ма­те­рию и на­о­бо­рот. По­э­то­му при мы­сли, сло­ве «дух» или «ма­те­рия» по­ня­тий­ное мы­шле­ние име­ет в ви­ду их дру­гое как свое дру­гое в ка­че­стве ино­го свое­го со­стоя­ния, в ви­де иной фор­мы свое­го бы­тия.
Эти словосочетания для обыч­но­го, не­фи­ло­софс­ко­го соз­на­ния ка­жут­ся необыч­ными и не совсем ­по­нят­ными. Од­на­ко в них зак­люче­на сама куль­ту­ра мы­шле­ния, с по­мо­щью ко­то­рой по­сти­га­ет­ся ис­ти­на ду­ха.
Сти­хий­ный дух ос­та­ет­ся кос­ми­че­ской ма­те­ри­ей до тех пор, по­ка в ин­во­лю­ци­он­но-эво­лю­ци­он­ном ра­зви­тии он не об­ре­т­ет са­мос­оз­на­ние и не ста­нет­ соб­ствен­но ду­хом, «я».
Но преж­де чем мы пе­рей­дем к по­сти­же­нию ду­ха как та­ко­во­го, нам пред­сто­ит рас­смо­треть его есте­ствен­ную струк­ту­ру и в самых общих чертах кос­мо-ан­тро­по­ге­нез.
При этом прио­бре­та­е­мая на­ми куль­ту­ра мы­шле­ния бу­дет фи­ло­со­фским спо­со­бом поз­на­ния сти­хий­но-со­циаль­ной при­ро­ды ду­ха – са­мос­оз­на­тель­но­го прин­ци­па но­во­го ми­ра.

(Про­дол­же­ние сле­ду­ет)

Культура
здоровой
жизни - 6, 2014
КЗЖ - 4, 2014
КЗЖ - 1, 2014
КЗЖ - 4, 2013
КЗЖ - 3, 2013
КЗЖ - 5, 2012
КЗЖ - 3, 2012
КЗЖ - 1, 2012
КЗЖ - 6, 2011
КЗЖ - 4, 2011
КЗЖ - 2, 2011
КЗЖ - 1, 2011
КЗЖ - 3, 2010
КЗЖ - 2, 2010
КЗЖ - 1, 2010
КЗЖ - 2, 2009
КЗЖ - 1, 2009
КЗЖ - 3, 2008
КЗЖ - 1, 2008
КЗЖ - 4, 2007
КЗЖ - 4, 2006
КЗЖ - 2, 2006