КЗЖ 6-2011

В.И. Мурашов

Историческая задача России – 
обретение эволюционно­национального смысла: от жизни «по понятиям» к понятию жизни
Особенность российского младенческого либерализма, снедаемого патологической страстью к собственности (так и хочется сказать, когда же ты наконец подавишься? В низости духа, а не в экономике – его  материальном проявлении, заключены все болезни России и мира), состоит в том, что он есть отрицание социализма (по своему, исторически неразвившемуся, понятию,  представляющему собой более конкретную форму  идеи свободы) без диалектического снятия, то есть преобразования и сохранения в себе последнего (однако, его материально­финансовую плоть и кровь элитные, креативные и прочие шкурники сняли). Поэтому, будучи особенным, эгоистически абстрактным моментом понятия свободы, либерализм (точнее представляющие и дискредитирующие его) вместо того, чтобы углубляться в совесть и восходить к нравственности – своей конкретной, субстанциальной всеобщности, проникает во все органы и функции социального организма, превращаясь в тотальность формальной свободы – лишь внешней границы свободы по «понятиям». 

       Дух человечества — эволюционная тяга планеты. От его состояния зависит качество мировых процессов.
      Ось современного мира — эгоцентризм духа, вокруг которого вращается технократическая цивилизация.
Масштаб и скорость ее материальной глобализации обратно пропорциональны происходящим в ней духовным процессам.
      Этот дисбаланс между телом и душой планетарного духа есть болезнь мира, вызов, брошенный эго-духом эволюции человечества, его земному и космическому назначению.
      Веление эволюции — овладеть человечеству абсолютным ресурсом жизни и создать новую ось социального
мира — культуру духа как творческое отражение божественности на земле.

Культура мышления

Культура здоровой жизни 2011 №6

Уважаемый читатель! Предыдущая публикация заканчивается утверждением: «через познание «я» – к истине жизни!». Постигая сущность человека, мы познаем в то же время и природу абсолютного, поскольку «я» есть его эволюционно развивающаяся самосознательная форма, а абсолютное, включающее в себя относительное «я» – единство духа, души и тела беспредельности, макрокосмос микрокосмоса. По­этому, когда речь идет о том, чтобы смысл и способ индивидуальной и общественной жизни вывести из «я», это означает – из абсолютного в его эволюционной относительности, или, что то же самое, из постигающего себя духа как исторически ограниченного и снимающего свое ограничение национального «я». Откуда же еще, как не из цели эволюции единой жизни, частью которой является человек, законов и устройства ее энергодухоматериальной природы – словом, из абсолютного в его относительном самооткровении исторически конкретному духу народа, можно вывести истину человеческой жизни, подлинный общественный идеал, осознать национальную идею как необходимость и составляющую планетарной эволюции, поступь которой не мытьем, так катаньем, заставит дух власти и бизнеса перевести свой амбициозный1 взгляд с подземных недр – крови и нер­вов матери-земли, на бесконечное Небо «Я»? Именно в нем, а не в природных ресурсах, варварски уничтожаемых невежеством и алчностью «эффективных собственников», не ведающих о том, что нет могилы для духа, коренится истинное и неисчерпаемое богатство народа, абсолютный ресурс возрождения современной России, ее духовного, материального и организационного оздоровления, исполнения своей исторической миссии.

Все науки о материальной и социальной материи, а также основанная на них практика, кроме науки и практики «я», не могут решить основного вопроса человеческой жизни – ее смысла, без осознания которого жизнь человека и общества, государственная политика, экономика, образование – словом, вся жизнедеятельность народа – обессмысленны. И никакой научно-технический и социально-экономический про­гресс, никакие нанотехнологии и модернизации без понимания их как средств самоцели к осуществлению ее субстанциальной сущности не приведут. Эту фундаментальную задачу человеческого бытия призвана решать религия и ее логическая форма – философия.

Из природы «я» познается не только истина человеческой и мировой жизни, но и единый с ней истинный способ (всеобщий предмет и метод) ее познания – философия духа, к которой сводится вся философия как научное знание абсолютного. Вот почему философия является всеобщим и необходимым условием человеческой жизни и в процессе обновления России в соответствии с ее национальным самосознанием должна стать ее идеально-реальной производительной силой, духовным светом, освещающим самого себя и глобальную тьму, философских и политических клоунов, духовно редуцированных прагматиков, измеряющих смысл и ценности человеческой жизни, ее национальные и международные феномены убогой меркой материальной выгоды, умерщвляя тем самым подлинно человеческое в человеке духом эгоизма – гнилой основы современной цивилизации.

Исторически целевая задача философии энергодухоматериализма как универсального знания принципов единой, следовательно, и человеческой жизни – стать интеллектуально-нравственной основой и сознательно-волевым орудием государственной политики преобразования России в согласии с ее осознанным национально-эволюционным назначением. Именно философия как наука об истине жизни, психоэнергетическим коррелятом которой является свет, в силу своего предмета и метода обладает абсолютным прагматизмом, так как лишь через познание и осуществление истины абсолютного – единой жизни, в том числе индивидуальной и общественной, ее самосознательный носитель, человек, обретает свой абсолютный смысл – бесконечно развивающуюся свободу сознательно бессмертного «я».

Нефтегазовое, вульгарно прагматическое сознание – господствующий принцип современной экономики – в целях ее целостного развития, что без духовной трансмутации эгоизма принципиально невозможно, – должно приступить к овладению нового для себя, сверхчувственного ресурса, залегающего в духовно-огненной лаве самого «я». Этим бесконечным, расширенно самовоспроизводящимся ресурсом является универсальная, философская культура духа. Лишь философия, исходя из понимания идеи «я», как различенного единства «я», его материального и идеального иного – «не-я», содержащихся в разумном и свободном «я», способно постигать всеобщие законы жизни в ее сверхчувственно-чувственной целостности и давать целостный ответ на целостный вопрос, включающий в себя не только что делать, но и кто может это знаемое «что» претворять в жизнь. Синтез этих составляющих и есть совокупное «я» народа, исторически способное к внутреннему, моральному и внешнему, социально-экономическому и государственно-правовому обновлению. Для этого человеку нужны сила мысли, чувства и воли, общая и профессиональная культура духа, упущенная из виду современной властью и системой образования.

В конце концов, из-за абстрактности, духовной незрелости, умственно-волевой слабости «я», великие социальные идеи не достигали конкретности в качестве действительности, так как мало знать, что делать, нужно еще и мочь, обладать духовными, материальными и организационными ресурсами реализации идеального в реальное, быть внутренне свободным, иметь интеллектуально-чувственно-волевое содержание духа, соответствующее общественному идеалу. В противном случае он так и останется мечтой, а логически разорванное, антифилософское, лишенное чувства духовно высокого сознание отождествит идеал с его историческим искажением, для того чтобы опорочить идею, природа которой несовместима с противоэволюционным принципом самосознательной животности, с природой духовных карликов, толерантных к социальной тьме.

Высший философско-жизненный прагматизм, реализующийся через другие науки и практику, в отличие от политического псевдопрагматизма внешнего переустройства и техно-экономического развития общества – социального тела «я», без содержательного изменения духа этого тела, состоит в том, что философия знает не только что делать (абстрактное самосознание жизни), но и какое качество «я» власти и общества необходимо для этого (логически конкретное, философское самосознание). И это потому, что, в отличие от абстрактной, антифилософской политики, предметом фи­лософии является «я» как абсолютный субъект-объект, единство духа, души и тела социально-природной жизни, исторически конкретное, эволюционно развивающееся самосознание абсолютного – истинное содержание политического самосознания.

На ступени логического самопознания дух философии еще абстрактен. Он не постигнул свою стихийную природу, которая, даже в предельном абстрагировании от нее, в действительности неотторжима от мыслящего «я». Именно потому, что философия есть универсальное самосознание мировой энергии, эволюционно организованной в человека как мыслящую форму космоса – проявленного абсолютного, она не сводится к своей абстрактно-идеальной составляющей – логическому мышлению, знанию, а в своей истине представляет собой саморефлектирующу­юся в виде субъекта беспредельную огненную субстанцию, понятийное самосознание психической энергии в форме «я». Энергия-мысль, самосознательный огонь пространства – вот принцип истинной философии как исторически развивающегося самосознания относительно абсолютного «я».

Углубившись в бесконечную реально-идеальную субстанцию, «я» как ее субъект осознаёт свою психоэнергетическую природу, конкретизируя, расширяя и обновляя тем самым свое понятие – творческий принцип огненно-логической идеи философии, назначение которой – быть не только наукой познания абсолютного, но и научной практикой управления энерго-духом, целостным «я» своей имманентно-трансцендентной, индивидуально-пространственной, энергоинтеллектуальной, энергочувственной, энерговолевой и энерготелесной природой. В противном случае психоэнергетический субстрат «я» и его идеальных и реальных продуктов так и останется вне сознания и воли, что противоречит понятию духа, эволюционное назначение которого – познать самого себя и через осознание (философию) своей истины – стать тотально свободным.

Эволюционное назначение философии «я» заключается в том, чтобы не только мыслить мысль, как логическое определение абсолютного, но и сознательно управлять ее психоэнергетическим субстратом и тем самым – стихиями сверхчувственных и чувственных миров, атомной и молекулярной материей огненно-волевым, саморефлектирующимся вихрем которой является «я», пока еще неосознанно порождающее психопространственные мыслеформы и полуосознанно – социальный мир. Вот почему философия духа, осознавшая свою духоматериальную субстанцию, творчески развертывающую себя в понятийную систему истины, красоты и свободы, вырабатывает тем самым огонь мысли, чувства и воли, световой поток интуиции, триединый свет культуры духа, каждая составляющая которой триедина по своей стихийно-бессознательной и культурно-сознательной, энергетической и логической, энерго-логической природе2.

Философское понимание истинной мысли как предмета (материи) философии, состоит в том, что она содержит в себе не только чувство и волю, триединый дух в целом (равно как и чувство-мысль), но и его триединый свет (энергию), сознательно вырабатывать и управлять которым и призвана чувственно-волевая мысль философии.

Вот почему философия, как и любая другая наука, мысль вообще, есть духовная материя, энергологическая реальность, процесс и результат теоретико-практического, целостного духа, что накладывает на него как на творца научную и нравственную ответственность за качество своего творчества и творения.

Вот почему, с учетом ранее сказанного, философия представляет собой абсолютный жизненный прагматизм, абсолютность которого пропорциональна мере познания абсолютного и его сознательно-волевого претворения в жизнь. Чтобы убедиться в этом, необходимо рассмотреть хотя бы в самых общих чертах

генезис «я»

Вряд ли за всю историю человечества найдется более трудный, но также и более актуальный вопрос, чем вопрос о происхождении человека как самосознательного духа, «я». Ответ на него, равно как и путь к нему, находится в самом «я», в его бесконечно-конечной, реально-идеальной, божественно-космически-человеческой, эво­лю­ционно-исторической, индивидуально-общественной природе и адекватном ей способе ее познания. Последнее, как самосознание духовно-материальной природы «я», и выявляет истинный смысл человеческого бытия, степень осознания и осуществления которого есть, в свою очередь, критерий истинности и развитости индивидуальной и общественной жизни.

Прежде чем приступить к решению этого вопроса, следует отметить религиозную, философскую и теософскую точку зрения на генезис «я» в его бесконечном (сверхчеловеческом, божественном) и конечном (человеческом) выражениях.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».3 Здесь абсолютное «Я», которое вечно и самодостаточно, создает относительное «я», как самого себя в виде человека.

Но как возникло божественное «Я»? И возможен ли его генезис, или это, если можно так выразиться, регенезис – воспроизводство того (чего), кто (что) по своей природе вне генезиса?

«Так как прежде Бога или помимо Бога нет ничего, он должен иметь в себе самом основу своего существования… Содержащаяся в Боге основа его существования не есть Бог в абсолютном смысле… Она есть природа в Боге, неотделимая, правда, от него, но все же отличная от него сущность… Вещи имеют свою основу в том, что в самом Боге не есть сам Бог, т.е. в том, что есть основа его существования. Если мы хотим сделать эту сущность понятнее для человеческого представления, мы можем сказать: это – ощуща­емое вечным Единым влечение к саморождению. Это влечение не есть само Единое, но вечно слито с ним. Оно хочет рождать Бога, т.е. непостижимое единство, но постольку само еще не имеет в себе единства. Рассматриваемое в себе, оно есть поэтому воля, но воля, в которой нет разума… Именно это неразумное поистине породило разум… Малодушные жалобы на то, что неразумное провозглашается таким образом корнем разума, тьма – началом света, основываются отчасти на непонимании существа проблемы…

В человеке содержится вся мощь темного начала и в нем же содержится и вся сила света… Так как человек возникает из основы (тварен), он содержит в себе относительно независимое от Бога начало; но так как это же начало преображено в свет (не перестав по основе своей быть темным), то в человеке восходит и нечто высшее, именно – дух»4. Здесь человек возникает из небожественности Бога, которая в Боге, но не Бог.

«Но если, далее, поставить вопрос, что же такое мышление и сознание, откуда они берутся, то мы увидим, что они – продукты человеческого мозга и что сам человек – продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней. Само собой разумеется в силу этого, что продукты человеческого мозга, являющиеся в конечном счете тоже продуктами природы, не противоречат остальной связи природы, а соответствуют ей… Человек возникает путем дифференциации, и не только индивидуально, – развиваясь из одной-единственной яйцевой клетки до сложнейшего организма, какой только производит природа, – но и в историческом смысле. Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи и для мощного развития мозга, благодаря чему пропасть между человеком и обезьяной стала с тех пор непроходимой».

5Здесь «я» происходит непосредственно из природы, концентрированным выражением которой является обезьяна, беременная самосознанием, «то позвоночное, в котором природа приходит к осознанию самой себя, – человек»6.

Но, может быть, природа в своем развитии не останавливается на человеке, а в нем и через него развивается в сверхчеловеческие, божественные существа, порождающие в свою очередь природу?

«Доктрина учит, что для того, чтобы стать божественным, вполне сознательным Богом – да! даже высочайшие – Духовные, Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень. И когда мы говорим «человеческую», то это приложимо не только к нашему земному человечеству, но и к смертным, обитающим другие миры, т.е. к тем разумам, которые достигли надлежащего равновесия между материей и духом (достигнутого теперь и нами)… Разумом рожденные Сыны, Риши, Строители и т.д., все были людьми – разных форм и обликов – в других мирах и в предыдущих Манвантарах».7

Человеческому и сверхчеловеческому «я» предшествует «Метафизическое Единое Абсолютное БЫТИЕ, символизированное конечным разумом как теологическая Троица… Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного.

Рассматривая эту метафизическую триаду как Корень, из которого исходит все проявление, Великое Дыхание принимает характер Пре-Космической Мысле-основы. Это есть fons et origo (источник и происхождение – лат.) Силы, так же как и всего индивидуального Сознания, и снабжает руководящим разу­мом в общирной задаче космической эволюции. С другой стороны, Пре-Космическая Корень-Субстанция (Мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основании всех объективных планов природы...

Отсюда очевидно, что противоположение этих двух аспектов Абсолюта необходимо для существования Проявленной Вселенной. Независимо от Космической Субстанции Космическая Мысле-основа не могла бы проявиться как индивидуальное Сознание, ибо сознание развивается как «я есмь я», только через проводника (упадхи) материи… Так от Духа или Космической Мысле-основы происходит наше Сознание, от Космической Субстанции те несколько проводников, в которых сознание это индивидуализируется и достигает до самосознания – или размышляющего – сознания».8

Указанные аспекты Абсолюта, который с точки зрения философии есть «вещь в себе», просто название, утрачивают свою полярность в пралайе – результате не мысленного, а действительного самоабстрагирования иерархически бесконечного «Я». Теософия может указать на пралайю – периодическое растворение всех форм космической жизни, как на начало генезиса «я». Но! При этом иерархия самосознательных существ, по утверждению самой теософии, пребывает в бессознательном состоянии с сохранением статуса кво. С наступлением манвантары спящее самосознание в очередной раз лишь пробуждается. Здесь нет генезиса «я» как такового. Его и невозможно вывести из истории эволюции самосознательного духа, так как в беспредельности «я» было, есть и будет – вечное движение самовоспроизводящегося разума.

Этот реально-логический круг действительного существования бесконечного «я», содержащего в себе «не-я» и свои самосознательные конечные формы – непреодолимое препятствие для нефилософского познания. Имея перед собой свой предмет как объективную данность, существующую в вечном ныне, философия не может взять его готовым в качестве продукта эволюционного самовоспроизводства. Познающий в понятиях дух должен логически разорвать указанный круг: растворить в своем сознании абсолютное «я», отыскать в нем субстанциальное начало его генезиса и проследить за саморазвитием этого начала в свое завершение. Так актуально бесконечное «я», оставаясь в действительности таковым, в виде конечного «я» мысленно приводит себя в потенциальное состояние для того, чтобы в процессе понятийного саморазвертывания в свою идею выявить свой генезис и стать содержанием своей составляющей – человеческого самосознания в форме философии.

Истинный генезис «я» можно вывести только из того, что не есть «я» и вместе с тем является таковым. Это не словесная эквилибристика, как может показаться не отягощенному диалектическим противоречием плоскому уму, а корневая природа самого «я» как изначального единства «я», его другого – «не-я», содержащихся в конкретно-всеобщем, потенциально абсолютном «я», представляющем собой субстанциальный принцип идеи «я» – синтеза понятия «я» и формы (способа) его действительного существования. Эта идея и есть абсолютный предмет-метод философии, выступающий в качестве теокосмоантропогенеза, к рассмотрению которого мы приступим в следу­ющей публикации.

Примечание

Некто, ну очень конкретный прагматик, чувственная конкретность которого со временем превращается в прах и хлам, а прагматизм – в «хотели как лучше, а получилось как всегда», может сказать: на кой нам эти абстрактные рассуждения о каком-то неуловимом «я», которое даже автор поймать не может, когда в стране и мире сплошной бардак: нечестные выборы, коррупция, вранье, воровство, экономические кризисы, техногенные и природные катастрофы, а тут еще вроде бы и конец света грядет? Да и не булькает это «я» и на хлеб его не намажешь.

Во-первых, бардак происходит в мышлении, чувстве и воле самого «я», в духовных, материальных и организационных составляющих его социального и природного тела. Человеческое «я» – самосознательная часть национального, планетарного, солнечного, космического и абсолютного «я», не может выпрыгнуть из самого себя.

Во-вторых, бардак создан самим «я» в результате его отклонения от истинной цели своего бытия и законов природы. При этом эволюционная незрелость «я» не является оправданием его, мягко говоря, интеллектуально-чувственно-волевой недостаточности, жадной устремленности к материально-животному началу своей жизни и равнодушия к самопознанию. Как же может улучшиться жизнь, включенная в «я» и равная его идее, если человек не начнет познавать и улучшать себя? Ведь основой честности и бесчестности, социального и природного порядка и беспорядка является «я». Винить во всем власть – значит упускать из виду источник и условия ее существования – национальное «я», уровень его практического самосознания.

В-третьих, чтобы покончить с бардаком в стране и мире, нужно устранить причину, его порожда­ющую. Для этого необходимо не только адекватное самопознание, но и саморегулирование. А так как идея «я» включает в себя и «не-я», то познание «я» есть вместе с тем и познание мира, а управление собой – управление своим другим. Это и есть действительная свобода, а не произвол в форме либеральной демократии – юридической оболочки всемирного бардака.

Самопознание – абсолютный закон-долг человека, цель, процесс и результат самой эволюции единой жизни, формой первоначального самосознания которой является человек. Из глубинной природы человеческого «я», содержащего в себе хаос, теос и космос и находящегося в них, познаётся не только смысл индивидуальной жизни, но также структура и способ общественного бытия, потенциально-абсолютная мощь человека. Осознание человеком своего достоинства, исходящего из его божественно-космической природы, сегодня более необходимо, чем веб-камеры на избирательных участках.

Великой России нужны великие идеи, духовно рождающие великих людей для свершения великих дел. Величайшей идеей в мироздании является идея «Я», включающая в себя идею духа народа – творца великой страны.

Продолжение следует

1 Амбиция – лат. Ambitio: честолюбие, хвастовство, самолюбие, спесь, чванство.

2 Знал ли философский гений, что, мысля истину в категориях и понятиях, он работал с пространственным огнем и порождал духовный свет?

3 Быт. 1. 26–27.

4 Шеллинг. Философские исследования о сущности человеческой сво­бо­ды и связанных с нею предметах. С.-Петербург, 1908 г., с. 26–28; 30–31.

5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т. 20, М., 1961 г., с. 34–35, 357.

6 Там же, с.357.

7 Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина, М., 1991 г., т. 1, с. 154.

8 Там же, с. 49–51

* Продолжение. Начало см.: Культура здоровой жизни № 2,4, 2006 г., № 4, 2007 г., № 1,3, 2008 г., № 1,2, 2009 г., № 1,2,3, 2010 г., № 1,2,4, 2011 г.

Культура
здоровой
жизни - 6, 2014
КЗЖ - 4, 2014
КЗЖ - 1, 2014
КЗЖ - 4, 2013
КЗЖ - 3, 2013
КЗЖ - 5, 2012
КЗЖ - 3, 2012
КЗЖ - 1, 2012
КЗЖ - 6, 2011
КЗЖ - 4, 2011
КЗЖ - 2, 2011
КЗЖ - 1, 2011
КЗЖ - 3, 2010
КЗЖ - 2, 2010
КЗЖ - 1, 2010
КЗЖ - 2, 2009
КЗЖ - 1, 2009
КЗЖ - 3, 2008
КЗЖ - 1, 2008
КЗЖ - 4, 2007
КЗЖ - 4, 2006
КЗЖ - 2, 2006