Учась фотоделу, познаём родной край

В фотокружке «Печатники» для ребят из «Московской смены» изучение основ композиции проходит в жанре расследования, например, фотодосье на темы: «загадки старой Москвы», «Москва готическая» и т.д. На этот раз, наши объективы нацелены на древнеегипетские «мотивы» в отечественной архитектуре.

 «Святилище» Амона Ра на берегу Люблинки

 Древний Египет – слова, погружающие в мечты. Храмы, сфинксы, зверобоги, потрясающая косметика – из глубины тысячелетий страна фараонов сияет своей изысканной красотой и вкусом. В императорском Риме, во Франции (особенно после Египетского похода Наполеона) и других частях Европы, периодически вспыхивала мода на Древний Египет. В России она впервые появилась в 18 веке, на гребне другой моды – на масонство. Масонами были и князья из рода Голицыных, которым в 18-19 веках принадлежала усадьба «Влахернское-Кузьминки», расположенная на берегах реки Люблинки (Чурилихи). Один из её павильонов – «Египетский» украшен крылатым солнцем, уреями, сфинксами, божествами, охраняющими домашний очаг. Голицыны разместили здесь кухню (ныне на реставрации).

Храм-музей на Волхонке

«Русский Египет» – так ценители древних артефактов из долины царей называют Москву, где хранится одна из самых больших в мире собраний египетских древностей. Это коллекция русского египтолога В.С. Голенищева, который продал ее в 1909 году российскому государству для открывающегося в 1912 году Московского музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Для уникальных артефактов «страны фараонов» был создан специальный Египетский зал, воспроизводящий характерные черты храмового зодчества Древнего Египта II тысячелетия до н.э. То есть, посетителей ждала не просто музейная экспозиция, а храм-музей.

 Древний Египет по-советски

С 1935 года, тема «русского Египта» в Москве получила свое продолжение с открытием станции метро Кропоткинская (ближайшей к музею изобразительных искусств).

 Таинственный полумрак станции, льющийся откуда-то сверху скрытый свет, лес мраморных колонн по сторонам зала,  дают ощущение протяжённости пространства, оптически вовлекая взгляд всё дальше, вглубь. Движение по залу настраивает на встречу со священным, и не случайно. Архитектор  станции А.Н. Душкин говорил, что архитектурный образ станции метро «Дворец Советов» (позже, «Кропоткинская»),  заимствован им  из храмовой архитектуры Древнего Египта. Прообразом станции можно считать часть храмового комплекса, называемую – гипостильный (колонный) зал храма Амона Ра в Карнаке. По первоначальному замыслу, гости, прибывающие во Дворец Советов на метро, пройдя по залу станции, сразу из метро по подземному переходу, должны были попадать во Дворец («святилище» советского проекта). Но, если о Дворце мы можем судить лишь по эскизам к проекту, то станция, во всём её великолепии, доступна для обозрения.

Проект Кропоткинской был удостоен Государственной премии СССР в 1941 г., а так же Гран-При Брюссельской выставки в 1958 г.