Идея труда

В.И. Мурашов,
директор НПО «Содействие в развитии
ресурсов здоровой жизни»
КЗЖ №6 за 2005 год

Какая сила способна преобразить Россию?

Почему у автора возник такой вопрос, может спросить читатель? Разве народ, религия, демократия, реформы, национальные ресурсы, образование, культура, наука, высокие технологии, экономика, наконец, государство не являются такой силой? Все это и многое другое, включая рыночные отношения, у нас есть, уважаемый читатель, а вот силы, преобразующей жизнь, как показывает вымирающее население страны, нет. Что значит преобразить, а не реформировать Россию?
Преображение России означает приведение ее в соответствие с ее же собственным образом, а не с чужеродной образиной, изготовленной по чужим лекалам духовно чуждыми ей реформаторами.
Что есть образ России и кто его создал? Образ – это идея России, созданная Тем, Кто изначально создал ее народ.
Каковы признаки искомой силы, способной свести с Неба на землю духовный образ нации или сделать жизнь народа сообразной национальной идее?
Эта сила должна быть практически действующим самосознанием образа России, воспроизводить себя и жизнь народа, созидать культуру и цивилизацию, самого человека, его идеальный и реальный мир, двигать эволюцию человечества – словом, быть всем во всем.
Разумеется, это труд, скажет проницательный читатель. Верно, но не совсем. Ведь труд труду рознь.

Противоречие труда

Не любая деятельность людей является трудом как таковым. В этом и заключается вся проблема общественного труда, изуродованного либерально(рыночными реформами, умерщвляющими Россию. Есть труд разумный и нравственный, творческий и производительный, качественный и созидательный, честный труд духовно здоровых людей.
Есть труд бестолковый и некачественный, аморальный и противоправный, духовно, социально и экологически разрушительный, бесчестный труд лживых, алчных, нравственно больных людей.
Есть труд свободный и рабский, радостный и угнетенный, труд на благо всех и труд на благо собственника средств производства и условий труда.

Преданный труд

Поразительно, но именно труд как творческое орудие перестроек, реформ, модернизаций и национальных проектов не является первостепенным делом государства, жизненная мощь которого всецело определяется духовно(материальной, научно-технической и социально-организационной развитостью труда его граждан.
У власти нет глубинного и всестороннего понимания труда, его значения в жизни человека, семьи, гражданского общества и государства.
Нет и религиозного проникновения в духовный смысл трудовой деятельности, в силу которой человек есть сотворец, а потому образ и подобие Творца, создавшего его.
Не занимается государство должным образом и воспроизводством трудовых ресурсов – своей собственной основы. Вслед за ее окончательным разложением рухнет все и погребет под собой всех.
Труд предан и продан. Остался базар.

Социальная идея духовной опустошенности и разложения труда

Как же можно улучшить жизнь, не улучшая ее творческий источник? Надеяться на то, что либерально(рыночная идея обеспечит расцвет труда и жизни, это значит простейшую юридическую форму свободы принимать за развитую, религиозно(нравственную свободу и заложить в основание жизни не целостный труд в его духовно(материально(организационной полноте, а экономическо(правовую абстракцию действительного труда.
Лишенная морально(нравственного содержания, как мирского выражения религиозного духа, юридическая свобода не удерживается на самой себе. Ее правовая оболочка, т.е. формальная возможность человека быть внешне свободным, находясь во внутреннем, духовном рабстве у собственной плоти, у своих чувств и мыслей, взрывается эгоцентрической энергией произвола. При этом формальная свобода превращается в несвободу, правда в неправду, означенная социальная идея оказывается с двойным дном. Пронизывая и обволакивая общественный труд, она понижает его духовное содержание и низводит до своего состояния – средства наживы и потребления.
Уповать на бессознательное рынка – святыню либерализма – значит индивидуальный рассудок человека экономического поставить впереди разума государства, частную собственность и личные интересы выше общественной собственности и интересов народа, средства жизни считать ее целью, деньги – высшей ценностью, обогащение любым путем выдавать за труд, цивилизацию за культуру, духовное убожество за элиту духа. А другой, кроме как духовной, среди людей элиты не бывает. Иные элиты относятся к миру флоры и фауны, к зерновым и лошадям.
Сознанию людей, для которых купля(продажа подобна биению пульса их взволнованного сердца, трудно вместить, что человеческая жизнь не сводится к рынку и его формальной справедливости, а свобода к юридическому праву–минимуму нравственности и что человек ветхий, экономический должен восходить к человеку новому, духовному, идеал которого явлен человечеству две тысячи лет назад. Не для этого ли дан труд человеку?

Труд духовно преображенных людей преобразит Россию

Разумеется, зло не в самих социальных идеях, а в их живых носителях, через сознание, сердце и волю которых проходит граница духовной светотени. Поэтому не всякий труд способен преобразить Россию, а только труд, являющийся творческим ядром ее собственной национальной идеи, труд людей высокой общей и профессиональной культуры, целостный, сверхрыночный труд, соответствующий своему духовному смыслу и эволюционному назначению. Лишь новый, духовно преображенный труд преобразит Россию в соответствии с ее первообразом.
Надо срочно понять, что величие и достоинство народа коренятся в величии и достоинстве его труда, устремленного в будущее. Другого мерила не существует.
Необходимо спешно осознать, что новый, преображенный труд – это прежде всего преображенный, внутренне и внешне свободный, духовно и физически здоровый человек творческого, духоемкого, высокотехнологичного, нравственного труда, который должен стать не только всеобщим средством, но и высшей целью жизни народа, главным делом государственной политики, национальной идеей, точнее, системообразующим началом идеи духовно-нравственной и здоровой жизни.
Нужно постигнуть труд в его понятии и осуществлять его в виде идеи. Это даст возможность, во(первых, проникнуть в божественно(космическую природу человеческого труда, в его абсолютный источник, во(вторых, установить цель, смысл и критерий истинности живого и овеществленного труда и, в(третьих, рассмотреть закономерность развития понятия как динамической сущности труда в свою идею – социальную действительность, организованную в государство – реальную основу и всеобщий способ конкретно исторического бытия общественного труда. В результате этого дух нации совершит революцию в производительности труда–универсального средства(самоцели жизни народа.
Прорыв к принципиально новому, высокопроизводительному труду может произойти через его расширенное понимание и практическое преодоление одностороннего, рационально ориентированного, основанного лишь на знании, а потому абстрактного труда, трудом конкретно целостным, одухотворенным. Этот новый, высококачественный труд представляет собой интеллектуально(чувственно(волевое единство теоретической, предметно(практической, организационной, художественной и религиозной деятельности субъектов труда, целостного духа народа, саморазвернутого в социум.
Нельзя ли попроще, скажет читатель. Ведь это все-таки журнальная статья.

Простота

Попроще это как? Разве вам придет в голову мысль просить, например, хирурга сделать операцию попроще. Порою простота–хуже воровства. В данном случае речь может идти не о простоте, а о ясности изложения предмета, содержание которого дано нам таким, каким оно есть независимо от нашего желания.
Разве может быть простым труд творца в его сверхчувственном и пространственно(временном проявлении, создавшего вторую природу– социальный космос и вместе с ним самого себя?
Ложное понимание труда, как и свободы, поскольку это относится к практической деятельности людей, реально изменяющих социальный и природный мир, как показывает новейшая история России, имеет чудовищные последствия. Вот почему так необходимо понять истинную природу труда, постигнуть его жизненный смысл и трудиться подлинным трудом при свете истины.
Возможно, все это скучно и неинтересно человеку, приученному информационным бизнесом, ленивым взглядом расслабленного ума рассеянно скользить по глянцевым страницам развлекательных журналов. Но безнаказанно такая жизнь долго продолжаться не может. И когда непосредственная простота основных инстинктов и интеллектуального слабоумия человека времен духовно опустившихся СМИ, особенно телевидения, тотального рынка и свободы произвола достигнет своего критического уровня и закон необратимости рационально(волевой атрофии духа вступит в силу, усваивать отечественную и мировую культуру и жить собственно человеческой жизнью будет уже нечем. Так что, дорогой читатель, не всякая простота от мудрости. Есть и такая, от которой можно и козленочком стать. Не уподобимся!

Спасение в труде

Для выхода из кризиса России нужны не только отдельные национальные проекты. Нужна государственная политика спасения народа от вымирания, которая пронизывала бы собой душу и тело социального организма, все его клетки, поры и сферы жизнедеятельности.
Всеобщим средством реализации этой политики должен стать проект преодоления национального безволия к подлинной свободе– общенародный проект мобилизационного труда, основанного на великой национальной идее, духовности, истине, красоте и добре, идее собственности как гармоническом единстве ее государственной и частной форм, наукоемких средствах здоровьесохраняющего производства, социально-экономической справедливости, законах эволюции и ответственности перед жизнью.
Освобождение в труде–в его живой, творческой идее как единстве внутренней и внешней свободы каждого и всех.
Спасение в труде, ибо труд есть жизнь и в труде эволюция!

* * *

После этого введения нам предстоит рассмотреть понятие труда и проследить за его развитием в идею–социальный мир, который должен быть построен общественным трудом, адекватным своему понятию. Он будет построен, так как над ним трудится не только национальный, но и мировой дух.

(Продолжение следует)