Идея труда (продолжение)

В.И. Мурашов,
директор НПО «Содействие в развитии
ресурсов здоровой жизни»
КЗЖ №6 за 2005 год

Жало в духе

В очередном Послании Президента России Федеральному Собранию РФ поставлены судьбоносные для страны вопросы: «Что у нас самое главное? Речь, действительно, пойдет о любви, о женщинах, о детях, о семье и о самой острой проблеме современной России – о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем?»
Действительно, для кого, если «в среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на 700 тысяч человек»? И не только для кого, но и зачем, если то, что мы делаем, заканчивается депопуляцией? Значит, «самое главное» дело государства2 на сегодняшний день – прервать процесс умирания России, сохранить жизнь народа – абсолютную ценность Бытия.
Для этого даже самых «эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи», что является проявлением государственной мудрости, еще недостаточно. Необходимо обеспечить духовными, материальными и организационными условиями и средствами здоровой жизни все категории населения страны, весь народ на протяжении всего срока земной жизни, отведенного каждому человеку не государственной, а Высшей Властью.
Государство, активно или пассивно способствующее преждевременному завершению человеком своей эволюции на Земле, – противоэволюционно, а потому обречено. Сама депопуляция, являющаяся интегральным показателем неспособности современного государства осуществлять свое простое воспроизводство, подсказывает такой же интегральный (только с противоположным знаком) подход к решению вопроса: быть или не быть? Чтобы уберечь от преждевременной смерти своих граждан и от сверхсмертности работающее население, государство должно прежде всего излечить себя и начать этот процесс с оздоровления источника своей жизни – общественного труда. Но этого недостаточно.
Для оздоровления всего социального организма, включая окружающую среду, необходим сверхчеловеческий и вместе с тем человеческий, общенародный ресурс, обладающий мощью самой эволюции. Этим универсальным ресурсом, объединяющим, мобилизующим и устремляющим дух народа в будущее, является национальная идея духовно-нравственной и здоровой жизни, практически действующим самосознанием которой должна стать здоровьесозидающая государственная политика, а ее творческим субъектом – здоровое государство. Что же касается конкретных национальных проектов, то это – средства реализации национальной идеи в форме государственной политики и лишь в том случае, если эти проекты соответствуют идее нации.
Но, чтобы решить «ключевую для всей страны проблему», и этого мало, ибо жало жизни и смерти в духе. Жало жизни – ее смысл. «Жало же смерти – грех…» (1 Кор. 15.56) как искаженный смысл духа. Поэтому самое главное – это преображение духа народа, повышение его интеллектуально-чувственно-волевого качества, общей и профессиональной культуры как духовного отражения божественности на земле. Именно в духе народа–живоначальном корне нации и заключается Главная Тема современной жизни и ее характеристика.
Каким же словом можно определить состояние сегодняшней России с точки зрения ее жизненной основы – духа-труда и его совокупного продукта – социума? Это слово –

Разорванность

Глубинная причина разорванности души и тела России – порок духа-труда, выраженный в духовной недостаточности творческого источника жизни.
В отличие от политэкономического, абстрактного представления о труде, его конкретное понятие совпадает с сознательно-волевой жизнедеятельностью человека (общества), следовательно, и с понятием духа в его теоретическом, предметно-практическом, организационном, художественном и религиозном проявлении. В этом смысле человеческая жизнь, труд и дух – синонимы. Поэтому внутренняя разорванность духа-труда, как мыслящей, чувствующей и волевой субстанции жизни народа, проходя через все его стадии, формы и продукты, оборачивается внешней разорванностью организационной и материальной ткани социального мира, умерщвлением природы и дисбалансом мировых стихий.
Саморазорванность духа – это отсутствие в алогичном мышлении истины, в неодухотворенном чувстве – моральной чистоты и красоты, в беззаконной воле – разумной силы и свободы, в телесном организме – здоровья, то есть тех устоев-ценностей, на которых держится и закономерно развивается человеческая жизнь. Антисмысл триединого духа, как извращенный образ Абсолютного Смысла,– очаг недуга национальной культуры, динамическое начало самовоспроизводящейся разорванности социально-экономической и государственно-правовой действительности современной России, степень дезинтеграции которой обратно пропорциональна степени разумности, свободы и красоты духа народа.
В виде незнания или неадекватного знания своего изначального естества, многообразных смыслов Единого Смысла, духовных, социальных и физических законов жизни человека, общества и природы самоусеченный дух, помноженный на волю к злодейству, и безволие к добру есть невежество, а его неспособность разумно и властно управлять собой, процессом и результатом своей внутренней и внешней деятельности – несвобода. Интеллектуально, нравственно и эстетически неразвитый, саморасщепленный, внутри и вовне нецелостный дух приводит человека к отклонению от смысла своей и окружающей его жизни, народ – от национальной идеи, человечество – от своего эволюционного назначения.
Однако природа духа такова, что если он и лишает себя смысла, уродуя тем самым свое физическое, социальное и природное тело, то он же может и исцелять нанесенные себе раны, собрать воедино куски своей растерзанной плоти. Сегодня внутренне и внешне разорванной России нужен дух –

Скрепа

Не пора ли считать разум подлинной основой человеческой жизни, творческим ресурсом ее эволюционного развития, универсальным средством оздоровления социального организма России, основная болезнь которого – смыслолишенность?
Не пора ли считать смысл самой практичной жизненной ценностью в мире идей и вещей, а созидателей, собирателей и носителей смыслов – национальным достоянием?
Не пора ли алчущим материального богатства уразуметь, что не собственность, а духовный смысл человеческой жизни является сущностью свободы и самой свободой в ее подлинном значении и смотреть на человека не через прорезь рыночных отношений, а в свете разума.
И если теоретически и практически действующий разум – это не просто труд, безотносительно к его смыслу и качеству, а труд, который одновременно является истинным и реальным, т.е. действительным трудом, то такой труд и есть идея труда, или труд в его истине.
Но что есть истина, полнота которой называется идеей? Вопрос остается без ответа, потому что здесь одно неизвестное определено через другое неизвестное?
Что же делать? Нужно проследить за логикой развития исследуемого предмета, ибо истина, по словам философа, не есть выстрел из пистолета, а результат вместе со своим становлением. Этим и отличается от всякой болтовни научный метод постижения истины, способный вскрыть и донести до сознания самооткровение смысла.
Но для этого нужно всем сердцем полюбить истину, волевым усилием сконцентрировать и погрузить свой ум в сущность предмета и следовать за объективной логикой его саморазвития. И лишь тогда человеку раскроется глубинный смысл слов: когда будешь стоять перед истиной, не ищи, что сказать, ибо дух истины будет говорить через тебя.
Без духовного производства смыслов индивидуального и общественного бытия материальное производство обессмысливается, человеческая жизнь расчеловечивается, а труд, утративший свой смысл, порождает социальный хаос, антикультуру больной жизни, духовное одичание и физическое вымирание нации.
О качестве духа-труда, той или иной мере присутствия в нем умопостигаемого смысла можно судить по его результатам, качеству жизни народа, уровню здоровья населения страны, социального организма в целом, созидаемого общественным трудом. Разве следствие не есть раскрывшаяся причина, степень смыслоемкости которой прямо пропорциональна разумности своего потенциального состояния?
Прежде чем мы приступим к систематическому ответу на вопрос: в чем заключается смысл труда и является ли он в условиях российской рыночной экономики истинным трудом или идеей, необходимо понять логическую природу смысла – универсальной Скрепы, пронизывающей собою всю материально-духовную шкалу Единой Жизни, от атома до вселенной, и соединяющей все ее формы в Абсолютный Интеграл Бытия?
Знающий себя смысл-скрепа духа и материи, созидающих в своем инволюционно-эволюционном взаимодействии мир– природу и человека, есть…